Книги и обзоры   Культура и обычаи

«Парижская опера». Фильм Жан-Стефана Брона. То, что не видно из партера

5 апреля 2021  © AveFrance

Опера и балет - искусство, о котором принято говорить почтительно. Можно сказать, что ты его не понимаешь, что зачастую ускользает смысл и сюжет за сложными па или ариями - но даже в этой полукритике чувствуется почтительность. За ней может стоять дань традициям или действительное чувство - неважно. Это Искусство, и ничего тут не изменится еще долго.

Или нам кажется, что ничего не меняется... Мы садимся в свое кресло, и смотрим, впитываем, живем в том, что приготовили нам артисты - за многие и многие часы репетиций и поисков. Представление, традиции, вековые сюжеты становятся одним целым. А еще место, где это происходит... В отличие от многих других видов искусства, которые могут происходить в самых разных местах, и могут быть показаны где угодно, это, как правило, только в специально созданных для Искусства.

Парижская Опера - одно из них. Попытки пробраться за кулисы непосвященным часто влекут за собой разочарование и удивление. Нужно ли это вообще? Как пел Андрей Макаревич:

Не дай вам Бог хоть раз взойти на сцену

С той стороны, где дверь "Служебный вход"

Где все имеет подлинную цену

Где все не так, где все наоборот

Но мы все-таки попробуем

Ироничный и вдохновляющий, иногда жесткий фильм о жизни и страстях, которые царят за кулисами одного из самых известных театров в мире: почти уверен, что вы досмотрите его до конца. Режиссер и оператор провели почти полгода в Парижской Опере, снимая повседневность, в которой рождается искусство.

Приступая к съемкам, они не имели четкого плана действий - да и как можно было предсказать увольнение главного балетмейстера, массовые забастовки артистов, жалобы хора на беруши, требования "сверху" уволить побольше сотрудников и повысить цены на билеты, теракты в Париже...

С какой из камер велась съемка - артисты не знали. Что войдет в окончательный вариант - не знали и сами создатели фильма.

Вошла жизнь.

В этой жизни нашлось место даже быку по кличке Беспечный Ездок, участвующего прямо в оперной постановке, и не упустившему случая справить свои дела прямо на сцене.

Кадр из фильма

Нашлось место - почти центральное - и личной истории молодого баритона Михаила Тимошенко. Ему был всего 21 год, когда он выиграл конкурс и был приглашен в академию при опере: молодой парень из уральского села Камейкино, что в 200 километрах от Оренбурга. Он не знал французского языка, и вообще это почти голливудская история про взлет и разочарования на этом пути. Вот Миша после своего первого выступления уходит за кулисы, обессилено падает на стул и шепчет единственное русское слово за всю картину:  "Хреново...". Как это переводилось, режиссер не знал.

«Для неискушенного человека вроде меня опера может таить в себе нечто потрясающее, это сродни пересечению кораллового рифа. Поэтому я искал кого-то, с кем бы я мог себя ассоциировать, — человека, которому еще только предстояло открыть для себя весь этот мир. Так я и встретил Мишу Тимошенко — молодого баритона-баса из небольшой российской деревни, выбранного для обучения в академии» - Жан-Стефан Брон.

Трейлер к фильму

Вот девочка-виолончелистка с десятого раза не может изобразить энергичную ноту, выдавая раз за разом мягкое, тихое звучание. 'Ты, наверно, очень добрая девочка!" - говорит преподаватель, который только что предложил ей представить, что он выбросил из окна ее любимый телевизор.

(Частично использованы тексты рецензии Дмитрия Витера / Киношкола 'Свободное кино'.)

Что еще:

Известный танцовщик, хореограф и муж актрисы Натали Портман Бенджамин Милльпьё не только сыграл в фильме самого себя, но также написал к нему музыку.

Стефан Лиссньё, занимающий пост директора Парижской национальной оперы с 2012 года, изначально был против того, чтобы на протяжении нескольких месяцев съемочная группа посещала репетиции и вообще "слонялась" по всему зданию, заглядывая туда, куда "посторонним в...".

Заполнен зал, в котором было пусто

На сцене свет, а в зале меркнет свет

Сейчас вас будут развлекать искусством

Сегодня просто плановый концерт

Если вы читали романы Артура Хейли "Аэропорт" или "Отель" - фильм чем-то похож на них. Ведь Опера - тоже производство. А то, что на этом производстве делают чудо - ну, мало ли, кто чем занимается, и кем работает...

Звенит третий звонок. И мы начинаем...

Мы ищем инвесторов

Если вы хотите:

• Выгодно вложить ваши средства.
• Стать своим во Франции, и далее – во многих других странах.
• Сделать этот мир чуточку лучше.

Напишите нам:

mail@avefrance.com или в Телеграм @belka160

Или, может быть, это интересно вашим друзьям?

Читайте еще