Рекламные туристические плакаты того времени в большинстве – сплошное ар-нуво. Хотя нам, еще не забывшим плакаты и призывы отдыхать на курортах Краснодарского края времен СССР, они иногда кажутся неким перепевом соцреализма. Похожи, не правда ли? Витающая ли в воздухе идея изобразить обетованные для отдыха края именно так тому виной, или мы опять "позаимствовали" готовое – кто знает? Но несомненное сходство есть.
Рассматривать их как предмет искусства можно лишь с натяжкой: держа в памяти время создания. Креатив в сюжетах и подаче, что называется, "не прет". А вот сделать некоторые заключения о восприятии отдыха вполне возможно. Итак, что мы имеем?
В первую очередь, конечно, виды. Не сколько красивые, сколько представляющие самое главное: гора, пляж, море. Иногда пара красивых домиков. Дальше по степени значимости идут счастливые люди. Счастье выражено несколькими способами – это сладкая парочка, измученное лицо спортсмена, загорающие счастливчики. Парочки преобладают.
Искусствоведы могут сколько угодно рассказывать про иконографику плакатов, смелый минимализм, гиперболизированность и буйную чувственность: возможно, так оно и есть. Мне же стали интересны именно элементы, через которые тогдашние рекламщики старались показать людям необходимость прямо сейчас бежать покупать билет в Антибы или Савойю. И оказалось, что они ничуть не изменились с той поры. Меняется все. Но девушка в купальнике на пляже, или объятия влюбленных на фоне залива так и останутся тем, о чем должны мечтать все путешественники.
Рекламные туристические плакаты были тем, чем стал известен французский художник и иллюстратор Роже Бродер. И на его работах можно увидеть весь мир путешествий начала прошлого века: и весь мир желаний. О нем – в конце статьи. Посмотрите пока плакаты.
Роже Бродер родился в Париже 2 марта 1883 г. Железнодорожная компания PLM (Paris Lyon Mediteranée Company), отправляла его в, как бы сейчас сказали, рекламные туры с тем, чтобы он смотрел, запоминал, рисовал и рекламировал. И, разумеется, оплачивала всю эту красивую жизнь.
Он рекламировал почти все туристические места Франции, но большей частью модные пляжи Лазурного берега, и лыжные курорты во французских Альпах. В 20-х и 30-х годах он полностью посвятил себя плакату, и создал их около 100: большие тиражи сделали его достаточно известным.
И – слово искусствоведам – "...для его рисунков были характерны простые линии и смелые, плоские области цвета в сочетании с хорошо заметной графической перспективой. Они изображали популярные горные массивы и морские пейзажи. Иллюстрации, изображающие людей, демонстрируют нам спортивные фигуры в элегантной современной одежде. Его плакаты были дополнены кратким слоганом... красочный, буйный стиль, его способность вызывать романтические чувства и тягу к поездкам, обращают на себя внимание и сегодняшних путешественников."
Вот так. А вы говорите – креатив и технологии. Вам понравилось? Мне – да.