Французский фотограф Лоран Кроненталь в своих работах рассказывает историю малоизвестного Парижа – грандиозных жилых домов «Большие ансамбли», построенных в духе модернизма и футуризма. Но, как известно, история – это люди. И Кроненталь создает две серии об этих людях – «Souvenir d’un Futur» (Воспоминание о будущем) и «Les Yeux des Tours» (Глаза башни). В них жизнь пожилых жителей больших жилых комплексов вокруг Парижа.
Воспоминания о будущем
Дома были построены в ответ на дефицит жилья после Второй мировой войны. Самое интересное, что здания были реализованы в духе модернизма и футуризма, а на практически безлюдных фотографиях Лорана Кроненталя выглядят и вовсе как декорации к масштабному фильму-антиутопии.
Париж пост-утопический, построенный в 60-80-е годы, когда милые маленькие домики сносились в угоду многоэтажкам, настоящим, как это принято говорить сейчас, «человейникам». Конечно, на тот период времени, это было более чем оправданно – производственный бум, заставивший людей менять своим привычные места и перебираться в столицу, где было больше заводов и рабочих мест, конечно, вынуждало строить и строить много. Но теперь именно эти кварталы стали самыми депрессивными в Большом Париже. По-настоящему похожими на города постапокалиптического будущего.
Также на фоне грандиозных строек прошлого века фотограф снимает и пожилых обитателей этих монстров. Давящая атмосфера спокойствия и одиночества, царящая здесь, навевает мысли о скорее о компьютерной игре, чем о современном Париже.
Моя серия "Воспоминания о будущем" — это размышление о смысле существования "великих строек" середины прошлого века. Повседневная жизнь героев этих снимков, стариков из парижских пригородов, протекает на фоне памятников человеческому честолюбию и послевоенной гонке грандиозных архитектурных сооружений.
Лоран Кроненталь исследовал судьбы этих людей и показал их через призму брутальной и “монструозной” архитектуры социального жилья. Над этим проектом фотограф работал четыре года – ездил на встречи, много беседовал со своими героями. Ему было интересно, как ощущают себя люди, живущие внутри этих огромных постмодернистских жилых комплексов.
Район "Большие ансамбли" стали строить под Парижем в начале 1950-х годов, почти сразу после Второй мировой войны, чтобы справиться с проблемой жилищного кризиса. Через несколько лет, после заселения многие жильцы покинули новостройки из-за отсутствия рабочих мест рядом с домом.
Путешествие по этим заброшенным и пустынным пространствам рождает философские вопросы о равнодушном отношении к старым людям. Гигантский массив этих заброшенных зданий, кажется, медленно тонет в бесконечном океане бетона. И лишь изредка встречающиеся жители нарушают эту молчаливую гармонию модерна.
В ходе работы над первой серией фотографий Лоран Кроненталь подружился с обитателями монументальных строек, которые зачастую приглашали его посетить их скромное жилище. Так родилась идея для второго проекта французского автора: «Глаза башен» (2015-2017).
Он посвятил этот проект башням архитектора Эмиля Айо, а если быть точнее – виду из странных, непропорциональных окон этих башен.
Лоран Кроненталь – "Глаза башен"
Архитектор Эмиль Айо построил один из самых известных социальных жилых комплексов, состоящий из восемнадцати башен из 1607 квартир. Фасады их отделаны мозаикой в форме облаков, а в разрезе башни напоминают цветы. В 1977 году такой подход к жилью всем показался необычным, особенно удивлялись окнам разной формы. И вот спустя практически 40 лет эти окна стали героями проекта Лорана Кроненталя.
Эти башни всегда вызывали множество споров и критических отзывов. Тем не менее они, несомненно, являются архитектурными памятниками эпохи постмодернизма. Главный вопрос, на который хотел найти Лоран, звучит так: “Как жители этих домов ощущают себя в них?” Он ходил по квартирам, знакомился с их обитателями и изучал их истории. Так же, как и в предыдущем проекте, здесь фотограф исследовал жизни людей через призму архитектуры.
Окна символизируют двойственность грандиозных парижских зданий, с одной стороны безнадежно устаревших, но с другой – по своему замыслу безудержно рвущихся вперед, в будущее. В данном контексте окна становятся иллюминаторами космических кораблей, на которые так походят научно-фантастически окрестности «Больших ансамблей».
По словам самого фотографа, чтобы поймать необходимый свет на восходе солнца, ему пришлось несколько раз подряд ночевать у одной приютившей его семьи.
“Захватывающий вид из окна для людей, живущих там, – это такая же обыденная вещь, как спутниковое телевидение, диван или мытье посуды”, – рассказывает фотограф.
Внешнее и внутреннее в его новой серии взаимодействуют друг с другом на разных уровнях. Бывают моменты, когда формы и цвета внутри гармонируют с городскими огнями снаружи – и тогда картинка складывается.
Все фото: © Laurent Kronental