"Самое страшное здание Парижа" к концу этого года будет полностью закрыто на реставрацию. Если посмотреть на общий вид района, то башня Монпарнас (Montparnasse) очевидно очень резко выделяется на фоне аккуратных исторических зданий, как будто бы она неожиданно возникла там, где быть ее не должно.
В конкурсе победила новая неизвестная команда Nouvelle AOM, созданная специально под этот конкурс. Консорциум из трех местных бюро смог угадать настроение времени. Одним из этих архитектурных бюро руководит Франклин Аззи, которого недавно назвали «Дизайнером года» по версии Maison & Objet.
© Nouvelle AOM / RSI Studio
Дизайнер года Франклин Аззи
Авторитетное жюри выставки Maison & Objet в Париже, одного из главных международных форумов в отрасли, объявило имя дизайнера 2020 года, который будет особо представлен в экспозиции нынешней осенью. Им стал выпускник Ecole Speciale d'Architecture и школы искусств Глазго 45-летний Франклин Аззи.
Он называет себя «архитектором-техником» и утверждает, что у него нет фирменного стиля. «Для меня каждый проект отличается от другого», — говорит Франклин.
Красивое здание — это не просто эстетически приятное сооружение, но «место, которое делает счастливыми своих обитателей».
Аззи родился в 1975 году, получил образование в специальной архитектурной школе Парижа (ESA), где одним из его наставников стал философ Поль Вирильо. «Он повлиял не только на мою сегодняшнюю работу, но научил меня видеть», — говорит Франклин. Позже архитектор учился в школе искусств Глазго, где получил фундаментальное междисциплинарное образование. «Мне нравилось переходить из класса по промышленному дизайну автомобилей в класс по моде и текстилю».
По меркам большой архитектуры Аззи еще молод, и внешне этот худощавый француз с высоким лбом, в очках и аскетичном пуловере больше похож на студента философского факультета, чем на звезду мирового масштаба. А между тем у него обширная практика, охватывающая и коммерческий сектор (гостиницы, бутики модных марок), и мощные градостроительные проекты.
Париж обязан ему перепланировкой берегов Сены. Да, 2,5 км исключительной набережной по левую сторону между музеем Орсе и набережной Бранли. Многие люди считают, что это обновление, которое освежает этот объект наследия ЮНЕСКО.
© Jacques Leroy
На крыше универмага Galeries Lafayette появится бар по его проекту. Реечная конструкция, которая послужит обрамлением для эффектных видов на центр города, напоминает курортные павильоны.
Самый известный проект Аззи, выдвинувший его в первые ряды французских архитекторов современности,— реконструкция бывших фабричных складов в Нанте под Школу искусств. Аззи сохранил все металлоконструкции, но ликвидировал кирпичные стены. Вместо них он создал для здания прозрачную оболочку, а внутри выстроил своего рода город, с центральной улицей протяженностью с квартал и множеством «упакованных» друг в друга помещений, которые занимают аудитории и мастерские.
Реконструкция складов Alstom в Нанте, где сейчас расположена Высшая школа изящных искусств, 2017 ©Luc Boegly
Реконструкция складов Alstom в Нанте, где сейчас расположена Высшая школа изящных искусств, 2017 ©Luc Boegly
Из интервью Agnès Carpentier, Contributrice HOUZZ:
Эпоха художника-архитектора, достигшая пика в 1980-х, закончилась. Со смирением архитектор должен помнить, что «банальная архитектура», как ее называли Ж. Херцог и П.де Мерон из Herzog & de Meuron Architekten, охватывает 99% города. Мы пересматриваем одну и ту же архитектуру, используем одни и те же строительные материалы, особенно бетон, от Парижа до Бильбао, от Чикаго до Нью-Йорка.
Думаю, что архитектор превратился в супер-техника — без каких-либо негативных коннотаций. Архитекторы должны открыться для всесторонних научных контекстных исследований, чтобы строить более дешевое и долговечно или выбрать вариант реконструкции. Я не из тех, кто предпочитает делать проект с чистого листа, когда есть возможность перерабатывать, уже готовое.
Аззи — страстный поклонник современного искусства. Он не только сделал его главным элементом своей штаб-квартиры, но и часто поддерживает художников в создании работ, как в случае с монументальной скульптурной композицией Desire Татьяны Труве, установленной в Центральном парке Нью-Йорка в 2015 году. Он организует выставки современного искусства в пространствах своих офисов, и делает акцент на продвижение молодых художников: Виктора Тьерре, Томаса Майлэндера, Себастьяна Штумфа.
«Для меня такого рода поддержка чрезвычайно важна. У художников есть свобода толковать наше общество и предлагать новое и современное его видение».
Но вернемся к началу нашей заметки: к страшному чудищу, уродливому монстру, которое возвышается над Парижем как... дополните по своему вкусу.
Nouvelletourmontparnasse Nouvelle AOM: создать новый символ эпохи
Раз башню нельзя снести, ее надо превратить в памятник. Но не в памятник личности, а целой эпохе. Обновленная башня станет символом энергетической революции XXI века. Так подошла к проекту команда Nouvelle AOM, в которую входит и бюро героя нашей публикации.
© Nouvelle AOM / Luxigon
Башню сделают выше на 18 метров, стекла сделают прозрачными, чтобы пускать больше света. На крыше установят солнечные батареи, 80% вентиляции будет за счет ветров (то есть акцент планируется сделать на естественной вентиляции). На каждом этаже на балконах будут сады плюс хотят добавить вертикальное озеленение.
К архитекторам были определенные требования: бюджет должен был вписываться в 300 млн евро; обязательна замена коммуникации, обновление офисных этажей; а также новый облик здания, такой, чтобы он не раздражал жителей и гостей Парижа.
© Nouvelle AOM / IDA +
Реновация одного из главных городских ориентиров, безусловно, станет для французской столицы стройкой века. Аззи намерен надеть на бетонный столб башни стеклянный кокон и, сколь возможно, озеленить его. К тому же здание переоборудуют по новым стандартам энергопотребления и прочих ресурсных затрат. Работы планируют завершить к 2024 году.
© Nouvelle AOM / Luxigon +
«Все, что нам кажется невероятно актуальным — работа из дома, open sрасе, личные границы, — на самом деле было известно уже давно».
7 июля 2020 г.