Пон-Нёф (Pont Neuf), Новый мост – самый старый из сохранившихся мостов Парижа. Это первое, с чего всегда начинают о нем рассказ. Мне кажется, что эту информацию нужно ставить на последнее место. В конце концов — мало ли в Париже старого, старинного, и даже древнего? Тогда что же ставить в начале? Что важно?
Генриху хотелось обаять Париж. Ему это было очень нужно. Слишком много он отдал ради этого города: «Париж стоит мессы!». Выражение, приписываемое Генриху (тогда еще) Наваррскому объясняет, наверное, все. И как хотелось Генриху IV любви от этого города! Не просто владения — любви.
Фото: aparisconelena
Пон-Нёф — функциональное, ставшее символом
Почти все властители стремились отметить свое правление мегастройками: «взгляд, конечно, варварский, но верный». Ибо массы подсознательно присваивают факт этих свершений себе, и возвышают ими себя, в своих глазах. Вот только с парижанами это не проходит: слишком своенравны. И без того возвышенны собой. Тогда что? Удобство. Удобство, совмещенное с более красивым образом жизни. Это так по-парижски… И Генрих IV закончил — и как закончил! – то, что начал его предшественник.
Пон-Нёф очень сильно отличался от того, что строилось ранее. Он был шире любой из городских улиц. При этом его не стали застраивать по бокам домами, как это было принято на мостах в то время. Вместо домов были пешеходные дорожки! Причем эти дорожки были приподняты, чтобы избежать наездов карет на пешеходов.
Это был первый мост, перекрывавший Сену в один пролет. Наконец, он был из камня — его сразу строили на века. Мост был вымощен плитами, и после этого стали мостить парижские улицы. Пон-Нёф в разы сократил время на переправы.
Он был просто красив, черт возьми! И виды с моста — какие виды! Если прибавить к этому, что на нем были обустроены смотровые площадки, то неудивительно, что пешеходы — простой люд — почувствовали себя королями.
Фото: commons.wikimedia.org Renoir
Великий уравнитель
С появлением Нового моста, жители (и бедные и богатые) вышли из своих домов и стали получать удовольствие от общественной жизни. Он стал первым действительно общим, общественным местом: оно было доступно для всех. Так, шестнадцатилетний внебрачный сын короля (герцог де Вандом, герцог де Бофор, герцог д’Этамп) играл там в снежки, как простой парижский мальчишка. На Новом мосту пересекались пути всех, от принцев до нищих. Пон-Нёф являлся великим социальным уравнителем, там гуляли (пешком!) все.
Тротуары на мосту (помните пешеходные дорожки по бокам?) были первыми в мире. Именно здесь европейцы познакомились с идеей разделения пешеходов и транспорта. И именно он познакомил их с болезнью всех современных городов — пробками.
Пон-Нёф – новости и развлечения
На мосту стали расклеивать гравюры с изображением известных людей и ключевых событий. Здесь стали собираться гражданские активисты, устраивали свои представления уличные театры. Тут же пристроились лавочники — и, конечно же, карманники.
Самое интересное, что вся эта активность возникла, в том числе, из совершенно нефункциональной детали. Пон-Нёф проектировался так, чтобы пешеходы могли наслаждаться видами. Кроме специальных смотровых площадок, по обеим сторонам были устроены особые широкие подлокотники. Все здесь направляло к тому, чтобы провести время «только для себя».
Парижане здесь осознавали, что их город действительно стоит того, чтобы им любоваться.
Открывавшуюся панораму относили к «трем самым прекрасным пейзажам на свете». Авторы тогдашних путеводителей твердили, что «соединение реки, великолепных строений и памятников, а также деревья и холмы в отдалении» – одно из лучших зрелищ.
Фото: Gilles Letang, flickr
Символ
Пон-Нёф изобрел заново само понятие моста. Он вдохновил целую сувенирную индустрию — картины, гравюры, веера с его изображением.
Сейчас Париж можно представить через многие образы — Эйфелева башня, Сакре-кер… В XVII веке этим образом, единственным и неповторимым, был Новый мост. Парижане полюбили его мгновенно. В нем видели символ и самое важное место в городе.
На Пон-Нёф и вокруг него зародились многие парижские обычаи, которые стали задавать тон европейской моде. Дворяне здесь впервые за больше, чем сотню лет, вышли из карет и спустились на землю. Простой люд стал проводить время, просто фланируя. И кто знает — если не Свобода и Братство, то, может быть, Равенство здесь уже проходило, гуляя…
Впервые по-настоящему соединив правый и левый берег, выведя на улицу множество народа, Новый мост запустил первые глобальные обновления Парижа и обустройство Правого берега. Королевская площадь (сейчас площадь Вогезов), Елисейские поля, квартал Маре… Все это возникло на фоне тех перемен, которые вызвал к жизни Новый мост.
Фото: frammentidiparigi.it
В 1614 году по распоряжению королевы Марии Медичи в срединной части моста, опирающейся на остров Ситэ, возвели статую всадника в честь её убитого мужа — короля Генриха IV. Это был первый памятник французскому королю, установленный в общедоступном и открытом месте.
Встретимся на Пон-Нёф?