Города, деревни, регионы   Путешествия и отдых

Каркассон (Carcassonne) — спящий красавец, или катары нам еще пригодятся

19 января 2021  © AveFrance

Каковы ваши ощущения от Каркассон? Даже картинка вызывает восторг! Вдохнул и… забыл выдохнуть! Все мы видели средневековые укрепления, разной степени сохранности и масштаба. Но вот так, в чистом поле, в полной сохранности и в натуральную величину! Уникально. Ради такого опыта, наверное, стоит забуриться в глубинку Occitanie (Окситании).

Тем более, что рядом - родные места Тулуз Лотрека и родина сыра Roquefort (Рокфор).

Конечно, «полная сохранность» относительна. В средневековом городе вполне комфортно: виселицы убрали, благородные рыцари не затопчут вас на узких улочках, канализация избавила нас от видов и запахов средневекового жилья. Сейчас свежо, увлекательно и познавательно!

Каркассон

Современный город Каркассон состоит из средневекового города-крепости Сите (La Cité Médiévale), и чуть более «нового» города - Бастида (La Bastide Saint Louis). Их разделяет красивый «новый» мост (pont Neuf) через реку Од (Aude).

Откуда такая красотища?

Историческая часть - «от prehistoric к бюсту»:

Первые упоминания о крепости Каркассон были найдены в источниках 1в. до н. э. Но это не так интересно - просто для информации.

Каркассон

А вот Бюст у Нарбонских ворот Каркассона – это уже интереснее! Легенд о происхождении названия Carcassonne несколько. Наименее бредовая, с моей точки зрения – Легенда о Dame Carcas (Каркассонской даме), рассказывающая о событиях VIII века, когда христиане отвоевывали территории у мусульман на юго-западе Франции. В то время Каркассон находился под властью сарацинов. Кратко, в переводе с французского: "… армия Карла Великого осаждала город на протяжении пяти лет. К началу шестого года осады запасы продовольствия кончились, а правитель умер. Возглавила оборону его жена – «Дама Каркас». Она приказала собрать остатки еды. Ей принесли немного зерна и домашнее животное (В интернет-источнике указана свинья, что вызывает недоумение. Разве что, бедная свинка спасалась от съедения войсками Карла Великого в мусульманском городе. Пусть будет «домашнее животное»). Дама приказала накормить животное зерном и сразу сбросить его с высокой башни города. Карл Великий, увидев это животное, с брюхом, набитым зерном, подумал, что в городе большие запасы и приказал снять осаду. А дама на радостях затрубила в рог «sonner du cor», откуда и пошло название Carcassonne."

Хотя - все равно неубедительно.

Тем не менее, бюст (люблю богатый на смыслы русский язык!) этой «дамы Каркас» украшает главный вход в город. Это копия, оригинал в археологическом музее Musée Lapidaire. Там же есть макеты крепости, показывающие, какой она была в разные годы.

Musée lapidaire de Carcassonne Château comtal.
1 rue Viollet-le-Duc 11000 Carcassonne.
посещение в рамках Château comtal (замка-крепости внутри города).

Каркассон - историческая часть. «Заплати налоги и спи спокойно».

После падения Франкской империи в 843 г. н.э., город отошёл к могущественному роду Trencavel (Транкавель). Настал период процветания и максимального развития города-крепости Каркассон. Окончился он самым печальным образом. Ведь крупная феодальная знать графства Тулузского и виконтства Транкавель, их вассалы и вся историческая область Languedoc (Лангедок) приняли верование катар. Веру эту называют Катарской ересью.*

Сделаю личное предположение, что наиболее страшным преступлением феодалов Лангедока была неуплата церковной десятины католической церкви, а потом уже шел соус из ереси.

Ведь как удобно было обособиться областным феодалам, под предлогом исповедания иной веры. И вот, папа римский Иннокентий III, в 1209 был вынужден использовать убийство своего легата поводом к началу первого в истории внутреннего крестового похода**. За двадцать лет наведения порядка в регионе погибло около миллиона злостных неплательщиков, иноверцев по совместительству. Край был полностью разорен. Новым феодалом, как-то естественно, стал военный глава похода - Simon IV de Montfort (Симон IV де Монфор).

Надо отметить, что феодалы и простолюдины не все поголовно были катарами. Они зачастую оставались католиками, лояльными к катарской вере. Поэтому наивная часть крестоносцев сталкивалась с затруднениями в идентификации врагов веры по внешним признакам. Это отсюда (при взятии крепости Безье) пошла прагматичная фраза «Убивайте всех, Господь узнает своих». Считается, что так ответил папский легат Арнольд Амальрик на вопрос: «Кого из захваченных казнить, ведь там есть и католики и катары?».

Эту фразу мы знаем из книги монаха того же ордена, в коем был Альмарик, цистерианца Цезария Гейстербахского (ок. 1180-1240) "Dialogus miraculorum" (Беседа о чудесах), где в главе о катарах говорится (в русском переводе): …. «Когда же они предположили и согласились, что (в крепости) католики смешались с еретиками, они спросили аббата (Арнольда): "Как поступить нам, господин? Мы не в силах различить между добрыми и дурными". Аббат же, как и прочие, опасался, что (защитники крепости) из страха смерти прикинутся католиками, и, после того, как уйдут (из крепости), возвратятся к погибели (т.е. к ереси); говорят, что он ответил: "Убивайте их (всех). Господь узнает своих". Таким образом, в городе было убито бессчетное множество (людей)».

Кадр из фильма "Ларец Марии Медичи", где эта фраза произносится при осаде замка Монсегюр*** (на французском)

Но вернемся к неприступной крепости Каркассон. Его осада закончилась подозрительно быстро, недели через две – три. По одной из версий из-за отсутствия воды, по другой из-за предательства. С молодым синьором Raimond Roger Trencavel, которого выманили из города и бросили в тюрьму, история темная. Как-то не порядочно с ним поступили, с учетом его полной лояльности, к тому же он слишком быстро умер в заключении. В пользу такой версии говорит постановление новому правителю области - Симону де Монфору выплачивать вдове и сыну Раймонда небольшое содержание (такое тоже бывало, ради справедливости надо отметить).

Что же сделали с городом? Такую хорошую вещь портить было бы неосмотрительно.

Конфисковать имущество в счет уплаты налогов!

Население просто выгнали из города, предварительно обобрав и раздев. Конечно, из галантности, дамам была сделана преференция – они были раздеты догола, как видно из средневековой иллюстрации.

Каркассон

Каркассон - историческая часть. «Это была бы грустная история, если бы…»

При новом владельце город пришел в запустение. Он оставался лишь оборонительной крепостью на границе страны.

Впрочем, король Франции Людовик IX Святой (король 1226 - 1270), которому перешла область Лангедок после угасания рода Транкавеля, решил модернизировать форпост. При нём добавили вторую линию оборонительных стен и внушительный ров.

Когда видишь этот каменный проспект воочию - только диву даешься такому размаху! Две крепостные стены расположены на расстоянии полета стрелы. Враги, с криками «ура», взявшие первый уровень обороны, попадали в западню между двух стен.

Каркассон

Именно это помогло старому (внутреннему) городу выстоять во время Столетней войны, когда войска Чёрного принца захватили нижний (новый) город.

Правда, Каркассон уже больше никогда не достигал того же уровня экономического подъема, как до 1209 года. Окончательно он закис после подписания Traité des Pyrénées (Пиренейского договора) в 1659 году. Когда кардинал Мазарини, среди прочего, добился переноса границ Франции дальше на юг, в Пиренеи. Крепость утратила оборонительное значение, дорога перестала быть ключевой.

Но это была бы грустная история… А у нас история захватывающе-красивая!

Крепость Каркассон стояла заброшенной до начала 19 века.

Каркассон - спасение.

Совершенно обветшала и медленно разрушалась... Пока писатель Prosper Mérimée (Проспер Мериме) /подробнее о нем в статье о замках Луары)/ не принял участие в спасении исторического наследия Франции. Мериме, занимавший пост главного инспектора исторических памятников, инициировал реставрацию великолепного средневекового ансамбля.

В 1844 архитектор Eugène Emmanuel Viollet-le-Duc (Виолет-ле-Дюк) начал масштабную реставрацию крепости. Благодаря чему мы можем окунуться в захватывающее средневековье!

В ночное время цитадель эффектно подсвечивается. Время как бы замирает, ночь придает таинственности и особого шарма каждому закоулочку. Величественность громадных стен оттеняется шагами немногочисленных туристов и звоном бокалов в кафе.

Поэтому есть смысл выбрать гостиницу внутри крепостных стен. Провести ночь в средневековом городе – незабываемо.

Особенности местной кухни

Местное блюдо Cassoulet (Касулé) - запеченные бобы с добавлением гусятины, баранины и колбасы (в общем «все что было хорошего в доме»), подают блюдо везде.

Каркассон

Например, здесь:

Maison du Cassoulet (6 Rue du Grand Puits)
L'Escargot (7 Rue Viollet le Duc)
L’Écu d’Or (7-9 rue Porte d’Aude)
Auberge de Dame Carcas (3 place du Château).

Blanquette de Limoux.

(Бланкет де Лиму) - оригинальное игристое вино.

Не торопитесь кивать головой, вспоминая твердо заученное правило «Шампанским может называться только игристое вино, произведённое во французском регионе Champagne (Шампань) из установленных сортов винограда методом вторичного брожения вина в бутылке», а всё остальное – только лишь игристым вином. Тут не все так просто, а всё, как во Франции – красиво!

Местные производители заявляют, что первое игристое вино было изобретено бенедиктинскими монахами аббатства Saint-Hilaire в городке Limoux, неподалеку от Каркассона, в 1544 году. Это подкрепляется старинной грамотой, оформленной должным образом.

И есть еще продолжение, на уровне легенды.

Считается, что некто, господин Pierre Pérignon (Пьер Периньон), он же Dom Pérignon (от лат. Dominus — «господин», обращение к духовному лицу во Франции) в своё время перенимал опыт у местных монахов - виноделов, а уж потом поехал в Шампань келарем в бенедиктинское аббатство Saint-Pierre d’Hautvillers (Сен Пьер де Овилле). Вот так витиевато и неожиданно получается.

Прежде всего открытием является факт, что Dom Pérignon оказался человеком! Буквально «Иван Фёдорович Крузенштерн – человек и пароход!» (фраза из мультика «Трое из Простоквашино»).

А также развеивается миф, приписывающий именно ему изобретение игристого напитка. Это мнение идет от некой истории аббатства Овилле, изданной в 1821. Однако подтверждено, что Периньон открыл секреты купажирования - соединения соков разных сортов винограда; начал разливать вино в бутылки, что позволяло удерживать углекислый газ (до этого бочки частенько взрывались); ввел пробки из коры пробкового дуба. Разве не великий изобретатель монах- бенедиктинец?

Дополнительные развлечения в рамках приличий.

Musee de l’Ecole (Школьный музей), где в небольших учебных комнатах сохранена атмосфера учебного заведения 150-летней давности (с 1880 по 1960 гг.). Можно посидеть за настоящей партой, накорябать перьевой ручкой что-то на памятной бумажке, потыкать мелком в грифельную доску и поиграть на маленькой фисгармонии. Замечательные впечатления!

Musee de l'Ecole
3 rue du PlôLa Cité 11000 Carcassonne
10:00 – 17:00

Maison de la Chevalerie - интерактивный музейчик для всей семьи (пострелять из арбалета, загадки детям, старинные игры, современное видео). 12 rue Saint-Louise La Cite Carcassonne.

В обычное время устраивали шоу – рыцарский турнир у Кафедрального собора Каркассон. Ежедневно, кроме субботы.

Каркассон

Дополнительное развлечение на грани приличий:

Musée de l'inquisition. Музей инквизиции. Личного опыта нет, но сообщить об этом месте могу. Ведь о вкусах не спорят. Мне же хватило отзыва одной знакомой, которая начала там истерически смеяться, не выдержала. До чего же могут дойти люди в отношении других людей…
7 Rue Saint-Jean – 11000 CARCASSONNE.

С окрестностями Каркассона связаны легенды о рыцаре Парсифале и Святом Граале, остались некоторые катарские замки: Queribus, Montségur, Foix и другие. Расскажу только об одном из них – самом знаменитом Château de Montségur (Монсегюр).

Считается, что замок построен на месте дохристианского святилища, на скале (1207 м) с крутыми склонами, закругленной сверху в виде сахарной головы. Название Монсегюр это древнее «монсюр» - надежная гора. Сегодня туристы, после трудного подъема, могут лицезреть полуразрушенные стены и нагромождения камней, остатки каких-то построек. Конечно, для оживления восприятия есть музейчик с реконструкцией строений и фильм. Впрочем, сама местность несет отпечаток загадочности и величия.

Интересна идеология архитектуры крепости. Стены ориентированы по сторонам света, что позволяет вычислять дни солнцестояния. Ассоциации с кораблем возникают у всех. Впечатление усугубляется остатками квадратной башни «на корме» и сужением стен к «носу». А на месте груд камней воображение рисует засыпанные входы в подземелья…

Крестоносцы, искореняя ересь, к 1233 году загнали остатки катар в горы. Монсегюр, отрезанный от внешнего мира, сопротивлялся дольше всех, девять месяцев, до марта 1244. Как на этой вершине размещались беглецы с семьями, как они выживали здесь под обстрелом осаждающих войск - остается загадкой.

Некоторые сведения дошли до нас из записей допросов выживших катар. Все понимали, что проиграют, но не сдавались. Они остались в истории мужественными и стойкими обладателями тайного знания. Так всегда бывает, крупицы правды обрастают таинственными и невероятными историями. Впрочем, нам туристам, это только на пользу.

Когда к марту 1244, когда положение осажденных стало невыносимым, глава осажденных епископ Бертран Марти пошел на переговоры. Это был отвлекающий маневр, чтобы получить немного времени. Ему дали 2 недели. За это время защитники чудесным, не иначе, способом соорудили катапульту на той самой площадке, венчающей гору. А еще четверо избранных катар, ночью спустились на веревке с горы, унося что-то с собой. Крестоносцы бросились в погоню, но тщетно. След тайной миссии мелькает потом где-то в Италии. Но что им удалось спасти, неизвестно до сих пор. Зато мы можем дать волю фантазии! Вряд ли они так надрывались, спасая золото. Значит это была святыня? Конечно! Они владели чашей Грааля! Не больше, ни меньше! Тут находится удобная местная легенда (предельно коротко): «Когда стены Монсегюра еще стояли, катары хранили там Священный Грааль. Но рати черных сил расположились под его стенами. Им нужен был Грааль. В самый трагический момент небеса разверзлись и голубь ударил клювом вершину высокой горы. Хранитель Грааля бросил его в недра, гора сомкнулась. Грааль был спасен.» Адресочек того места перед прочтением забыли.

А есть еще предание о Роланде, который в попытке сломать меч Дюрандаль, после поражения в битве при Ронсевале (Col de Roncevaux – перевал в Пиренеях), сгоряча разрубил гору (в отличие от предыдущей саги, здесь есть точный адрес).

В той стороне столько всего!

Но местность труднодоступная, гористая. От туриста потребуется масса ресурсов.

Пояснения.

* Катарская (Альбигойская) еретическая христианская секта в западной Европе XII - XIII веках. Катары исповедовали неоманихейскую дуалистическую концепцию о двух равных принципах мироздания, добре и зле. А наш видимый мир был иллюзорным творением зла... К тому же они критиковали римскую Церковь за чрезмерно мирской характер, и отклонение от Евангельского учения.

Современное отношение к катарам так же дуалистично. С одной стороны - всячески рекламируется трагическая история не покорившихся катар, их замки, города и все что может быть связано с романтикой средневековья. А потом добавляется, что катарская вера – это страшная и вредная ересь.

Для желающих углубиться - очень понятно в Викепедии, и в книге на русском языке Рене Нелли «Катары святые еретики».

** Альбигойский (Катарский) крестовый поход (1209—1229) – военизированные операции, впервые обращенные не на освобождение христианских святынь от иноверцев в далекой Палестине, а на подавление инакомыслия на христианских землях.

Пока у меня все. С пожеланиями ярких путешествий,

Мы ищем инвесторов

Если вы хотите:

• Выгодно вложить ваши средства.
• Стать своим во Франции, и далее – во многих других странах.
• Сделать этот мир чуточку лучше.

Напишите нам:

mail@avefrance.com или в Телеграм @belka160

Или, может быть, это интересно вашим друзьям?

Читайте еще