Анафиотика – это небольшой район центра Афин, расположенный над Плакой, на северо-восточном склоне мраморного холма Акрополя. Прямо под сторожевой башней, на которой развевается греческий флаг. Какое количество туристов, ежегодно посещающих Афины, хоть раз поднимались на Акрополь? Ну, если не все, то большинство из них. А какое количество туристов хоть раз побывали на Анафиотике? Или хотя бы слышали о ней? Вот тут статистика буксует – но полагаю, что очень немногие. И очень зря.
По сути своей, Анафиотика – это отдельный мирок, небольшой городской квартал со своей планировкой, вернее полным ее отсутствием и своей неповторимой атмосферой. Именно живописная хаотичность застройки делает Анафиотику столь привлекательной и отличной от стандартизированной застройки города.
Район этот возник после того, как столица Греции в 1834 году была перенесена из Нафплиона в Афины. С античных времен, на протяжении тысячелетий, Акрополь являлся священным символом Афин, объединяющим воедино древние мифы Греции и современные реалии, и застройка склонов его холма до 19 века была запрещена.
Но в начале 1841 года, во время правления короля Оттона I, который намеревался превратить Афины в современный (по тем историческим меркам) город, в Афины привезли самых искусных в стране зодчих, строителей, мастеров, коими оказались жители Кикладского острова Анафи. Вот отсюда и пошло название Анафиотика: маленькие Анафи. Строителям Королевского дворца, в котором ныне располагается Парламент республики, приглянулись необжитые склоны акропольского холма и они быстро освоили их.
По законам или, если хотите, понятиям того времени, если человек успевал возвести стены и кровлю дома от заката до восхода солнца – практически за ночь – то он становился ее владельцем, а дом уже не подлежал сносу. Существует то ли информация, то ли легенда, что первый дом на склоне горы построили плотник Дамигос и каменщик Сигалас из Анафи. Хотя понятно, что строили дома всем мастеровым сообществом, а потому к утру и успевали. Ясно, что ни о какой упорядоченной планировке тогда и речи быть не могло.
Застройка шла типично в островном стиле – каменные, квадратные или округлые в плане дома, с побеленными стенами, плоскими или скатным крышами, с оконными рамами и ставнями, выкрашенными в красный или синий цвет. Петляющие узенькие улочки нередко заканчиваются тупиками, и некоторые из них шириной не более метра. На наиболее крутых участках дорожки перемежаются каменными лестницами. Тем не менее, район этот можно пройти насквозь, выйдя в одну сторону ко входу на Акрополь или в другую, к улице Дионисиу Ареопагиту. И повсюду цветущие деревья, магнолии, цитрусы, кусты и цветы в горшках. И еще кошки, много доброжелательных кошек.
Первые планировщики города собирались сносить домишки и хибары к северу от Акрополя. Согласно принятой концепции археологического парка, эту территорию следовало облагородить, используя законы ландшафтного дизайна, и засадить деревьями. Лишь одну византийскую церковь предполагалось оставить на своем месте. И с середины до конца XX века большинство архитекторов и археологов относились к Анафиотике негативно. Интеллектуальная элита призывала правительство снести поселение и очистить склоны Акрополя для проведения археологических работ.
Еще в конце 1970-х годов раздавались призывы квартал этот снести. В конце концов, решением городского совета большая часть домов была сохранена и снесли только несколько в середине поселка, чтобы проложить дорогу вокруг Акрополя.
Анафиотика не устраивала архитекторов не только тем, что портила вид храмового комплекса, но и тем, что это поселение было новым и незаконным, в то время как в старом городе запрещено было что-либо строить. Однако к концу XX века новое поколение восхитилось народным стилем архитектуры этих домов, ее пластичностью, и квартал снова получил право на жизнь. Теперь Анафиотика стала одной из живописных частей старых Афин, которую горожане стремятся сохранить. Фотографы с различных ракурсов снимают дома, герань и гвоздику, пышно цветущие в старых жестянках, кошек, носящихся по узким улицам или греющихся на стенах, - мимолетное очарование прошлого.
Сегодня многие владельцы домов являются прямыми потомками тех мастеров с острова, а часть зданий перешла к городу, к археологическому обществу. К великому сожалению, по неразумению городских планировщиков или по другой причине, часть зданий все же была снесена из-за археологических раскопок, и на сегодняшний день осталось всего 45 аутентичных домов.
В Анафиотике нет увеселительных заведений, таверн, сувенирных магазинов, все это в избытке есть внизу, на Плаке. Зато есть одна церковь 11-го века и две 17-го. Возле одной, церкви Св. Георгия на Скале, расположен мемориал юноше, который в 1941 году прыгнул с скалы с греческим флагом в руках, отказавшись передать его немцам, когда те захватили город.
По улочкам этого живописного квартала можно бродить целый день, попутно отдыхая на крыльце церкви или любого приглянувшегося дома. Жители весьма приветливы, с удовольствием отвечают на вопросы, могут пригласить в дом или угостить кофе. Редкий турист пройдет мимо или поинтересуется как ему отсюда выйти в город.
Работа автора. Гуашь, картон, 20х30 см.
И ничто не может сравниться с тихим чувством покоя и внутренней умиротворенности, когда сидишь на крыльце церкви, облокотившись на выбеленную стену. У ног твоих растянулся чей-то рыжий кот, и время остановилось, и тебе не надо никуда спешить... Закрыв глаза, в пронзительной тишине, ты ощущаешь стук молотков и голоса древних строителей.
А над тобой возвышается древний Акрополь, над которым не летают птицы.