Улица Лаффит была застроена в 1771 году и носила тогда имя брата короля графа Артуа. Название улицы впоследствии менялось неоднократно, пока в 1830 году не была переименована в честь политика и финансиста Жака Лафитта. Архитектурным акцентом улицы была церковь Нотр-Дам де Лоретт, пока на холме Монмартра не была построена базилика Сакр Кер.
От редакции
Хорошая работа всегда располагает, и даже провоцирует на то, чтобы обозначиться, или просто встать рядом: не хочется уходить. Поэтому (с разрешения автора) — наш текст для этого образа.
А образ стоит слова. Художнику вообще нужно обязательно побывать на этой улице: совершить такое паломничество. Почему — об этом ниже.
Улица Лаффит, небольшая — менее полукилометра — тянется вверх к склону живописного холма. В начале 20 века это — средоточие магазинов, которые постепенно превращались в знаменитые художественные галереи. «Пройтись по улице Лаффит» означало «пойти смотреть картины». Но до этого там были и другие, тоже интересные события…
Когда в ночь с 20 на 21 апреля 1808 г. в роскошном парижском особняке на улице Серрюти (как называлась ранее рю Лаффит) на свет появился Шарль-Луи-Наполеон, никто, включая родителей новорожденного, не мог предположить, что именно ему суждено стать преемником великого императора. Оставим в стороне всю политику, и скажем только, что это при нём барон Осман провёл масштабную реконструкцию Парижа!
А в одной из комнат дома № 1 жил Александр Дюма-отец. Этот невероятный фантазер и позер небрежно сообщал знакомым шикарный адрес: «Золоченый дом. Дюма». На самом деле, это в доме напротив размещался знаменитый ресторан «Золоченый дом», а Дюма устроился на четвертом этаже дома N s1, что был напротив ресторана, и открыл в тесном помещении редакцию своей новой газеты — «Мушкетер». Мысль о новом предприятии возникла у Дюма вследствие бешеного успеха написанного им в соавторстве со скромным учителем Маке (есть подозрения, что Дюма лишь слегка подправил текст старательного «негра» Маке) романа «Три мушкетера».
Но мы возвращаемся к кистям и краскам. Богемный Париж начала 20-го века! Начинающий торговец картинами Амбруаз Воллар (запомните это имя!) перебирается на рю Лаффит, уже тогда улицу галеристов, и открывает небольшую галерею. Первая же устроенная им экспозиция посвящена рисункам Эдуарда Мане.
Галерея Амбруаза Воллара.
В 1900-е и 1910-е галерея была невероятно популярна среди коллекционеров — любителей импрессионизма и постимпрессионизма. Работы Матисса, Ренуара, Сезанна и Дега Воллар продавал Гертруде и Лео Стайн, Сергею Щукину, Ивану Морозову и Альберту Бернсу.
Галерея Воллара находилась как раз рядом с местом, где стоял и работал автор картины этой публикации. Войти в это помещение со своей картиной, а выйти без нее — означало начать свою дорогу к славе. Месье Амбруаз выбирал неизвестных творцов, раскручивал их, поднимал цену — и тем зарабатывал.
Часто бывало так, что клиенты уходили из галереи с дорогущим полотном, приговаривая что-нибудь вроде: «Не понимаю, почему высокое искусство такое страшное». Не понимали — и покупали. Вот что значит авторитет арт-дилера!
Воллар оставил великолепный сборник историй — почти анекдотов, в хорошем смысле — «Воспоминания торговца картинами». Этакий взгляд с другой стороны мольберта… Считается, что это «развенчание романтического образа художника» — но, как по мне, ничуть. Разве художники — не люди? Есть еще парное издание с Дюран-Рюэль Полем, и оно даже лучше. Книга стоит отдельной рецензии, не буду увлекаться.
А Воллар стал фигурой не менее знаменитой, пожалуй, чем его продавцы… Пикассо говорил, что ни одну из самых красивых женщин XX века не писали так часто, как Амбруаза Воллара. Вот тебе и «бизнесмен — жулик по определению»…
Если бы я обладал таким талантом, как Александр Ацкверели, я бы написал картину, стоя на другом конце улочки… И на ней был бы художник, стоящий рядом, или заходящий в галерею Воллара. А за моей спиной — вид, который бы зритель просто чувствовал.
Им невозможно не грезить.
Источники: Борис Носик, «Прогулки по Парижу»; artchive.ru; С миру по нитке и собственные познания и впечатления.