Книги и обзоры

Гертруда Стайн. «Автобиография Элис Би Токлас»: солнце среди звезд

9 февраля 2021  © AveFrance

Гертруда Стайн (Gertrude Stein). 3 февраля 1874, Аллегейни, Пенсильвания — 27 июля 1946, Нёйи-сюр-Сен, под Парижем. Американская писательница, теоретик литературы. Это – строчки из Википедии. Перед тем, как начать читать "Автобиографию Элис Би Токлас" – самую, наверное, знаменитую книгу Стайн – вам обязательно нужно хотя бы немного узнать об авторе.

Конечно, она не была никаким теоретиком литературы - при всем уважении к Вики. В литературе и в искусстве она жила. Литература и искусство крутились и жили вокруг нее, сходились и расходились герои и звезды... У нее было природное чутье на шедевры. Из сотен экспонатов она выбирала именно ту жемчужину, которая вскоре становилась предметом мирового признания. Она могла одной точной репликой создать репутацию писателю или художнику, или отправить его творение в небытие. Большому количеству творческих людей она дала путевку в жизнь, стала советчиком, учителем, верным другом и покровителем.

Особняк на Флерюс, 27 стал излюбленным местом встреч художников, поэтов, писателей, критиков, а также коллекционеров и меценатов.

Gertrude Stein, rue de Fleurus, 1920, foto Man Ray

Гертруда родилась в Пенсильвании, в состоятельной еврейской семье, училась в Кембридже на факультете психологии, затем - на медицинском в Балтиморском Университете. Когда Герте было 29 лет, умер ее отец, оставив очень солидное наследство, что дало возможность его детям заниматься любимым делом. Так и не получив медицинского образования, девушка отправляется в Париж, к своему любимому брату Лео. Стайны отлично разбираются в искусстве, а капитал отца помогает начать новое дело и коллекционировать картины. Вместе они открывают у себя в доме художественно-литературный салон.

В салоне собираются непризнанные в то время поэты и писатели, здесь экспонируются картины художников, имена которых вскоре будут известны во всем мире. А пока первыми ценителями и критиками становятся Лео и Гертруда. Тогда же девушка начинает свою писательскую деятельность, проникшись духом новых, почти революционных течений в искусстве. Ее творчество того периода принято считать спорным.

"Автобиография Элис Би Токлас"

В 1907 году Стайн познакомилась с американской писательницей Алисой Токлас, той, что стала ее возлюбленной, другом, личным секретарем, редактором, издателем и переводчиком. Они прожили вместе 40 лет в гармонии и счастье, и были похоронены в одной могиле с разницей в два десятилетия.

Gertrude Stein and Alice B. Toklas in France, 1944.Photograph by Carl Mydans / LIFE Picture Collection / Getty

В 1933 году, кода она опубликовала «Автобиографию Алисы Б. Токлас», к ней пришло настоящее признание - как писателя. Эта книга была сотворена от лица ее возлюбленной: остроумно и динамично.

Сразу хочу предупредить, что с непривычки читать ее поначалу тяжеловато: наверняка вы привыкли к запятым и прочим прелестям пунктуации. Так вот, в этой книге их почти нет. Ответ на негодование будет примерно в середине книги: "Гертруда Стайн сказала что запятые ей без надобности, текст должен быть внятен сам по себе и не нуждаться в том чтобы его поясняли через посредство запятых и вообще запятая это просто знак что нужно сделать остановку и перевести дыхание но человек он и сам должен знать где ему лучше остановиться и перевести дыхание". Что ж - вам остается только принять этот тезис и читать дальше. Или не читать.

В эту книгу погружаются не для расширения кругозора, и не для того, чтобы вы могли блеснуть эрудицией, знанием деталей биографий гениев. На этих страницах вам открывается обычная жизнь необычных людей. Вы можете не разбираться в искусстве и/или литературе, но, если вам интересно, в каких сюжетах и в каком быту рождались великие произведения - вам сюда.

Вы точно получите удовольствие, потому что будете соглядатаем в любимом (для меня, по крайней мере точно) месте и времени (в Париже, начало 20 века). Очень круто быть причастным и знакомым, и болтать с мадам Матисс, мадам Пикассо и миссис Хемингуэй, пока их знаменитые мужья обменивались идеями с Гертрудой Стайн. Это как портрет жены художника. Или как светская хроника: "Хемингуэй пришел, Матисс ушел, мы говорили о Шиллере, Пикассо невозможен...".

Некоторых книга разочаровывает. Но попробуйте - повторюсь - не ожидать от нее, что вам откроются какие-то вечные истины или тайное знание от небожителей. Скорее это дневник, или сочинение типа "Как я провел эту жизнь" (вернее, ее часть). Но разве не из этого, на самом деле, состоит эта самая жизнь: и небожителей, и наша?

И, кстати, еще один интересный момент. Какая-то часть имен, фамилий, прозвищ, вам может быть совсем незнакома. Малоизвестные художники, литераторы, и прочие люди искусства, которые не смогли вознестись на художественный Олимп. А им уделяется не меньшее внимание и место на страницах. Почему? Потому что: "...принято говорить о тяжкой доле великих художников, о том что великие художники трагически несчастны но в конце концов они великие художники. Художник мелкий также трагически несчастен как великие художники и доля у него не менее тяжкая вся разница в том что он не великий художник...".

Полночь в Париже

Я уже писал о том, что для более полного понимания времени и книги нужно хотя бы немного прочитать о самой Гертруде Стайн. Но сделайте еще одну вещь: посмотрите "Полночь в Париже" (если еще не видели), или пересмотрите.

Кадр из фильма "Полночь в Париже"

В фильме великолепно показаны и роль, которую Гертруда Стайн играла в обществе художников и литераторов того времени, да и сам образ - ярок и впечатлителен: ну, Вуди Аллен тоже гений. В роли Гертруды Стайн снялась Кэти Бэйтс — американская актриса театра, кино, телевидения и озвучивания, режиссёр. Лауреат премии «Оскар» («Мизери»), двух премий «Эмми», двух премий «Золотой глобус», и двух «Премий Гильдии киноактёров США».

Для многих она была наставником и зачастую спонсором. «...в любом захолустье, если там жил честолюбивый молодой человек, прослышали о рю де Флёрюс, 27, он тогда жил единственно с целью туда попасть, и очень многие из них правда туда попадали»,— писала Гертруда Стайн о своем салоне, и не преувеличивала. Кстати, соответствующие сцены фильма действительно снимались в этом доме - жаль, сегодня он закрыт для посещения.

Это она окрестила молодых людей, вернувшихся с Первой мировой войны, потерянным поколением. Это она сказала, что художнику нужны не критики, а ценители.

Книги о Франции
СМОТРИТЕ НАШУ ПОДБОРКУ

Книги о Франции. Художественные, мемуары, путевые заметки и дневники

Несмотря на упреки в самолюбовании (в основном от тех, кто ее не знал лично), она отнюдь не старалась выставить себя гуру и верховным арбитром: это было ей не нужно. Наоборот, в самой книге это представлялось (ну, с долей кокетства, конечно) так: "...прежде чем я решилась в конце концов написать эту книгу ... я часто говорила что называться она будет "Как я сидела с женами гениев". Их было великое множество. Я сидела с женами, которые на самом деле были не жены, гениев, которые на самом деле были гении. Я сидела с настоящими женами ненастоящих гениев..."

Посидите вместе с ней.

Мы ищем инвесторов

Если вы хотите:

• Выгодно вложить ваши средства.
• Стать своим во Франции, и далее – во многих других странах.
• Сделать этот мир чуточку лучше.

Напишите нам:

mail@avefrance.com или в Телеграм @belka160

Или, может быть, это интересно вашим друзьям?

Читайте еще