Наступил декабрь, значит пора в настроениеподнимательное путешествие в рождественский Париж. Не летят самолеты? Границы закрыты и даже французы ограничены двадцатью км от дома? Не беда, мы отправляемся в рождественский Париж начала XX века. Итак…
С 1920 по 1950 годы в предрождественские дни перед парижскими универмагами было невозможно передвигаться. Анимированные сцены в витринах завораживают публику. Дети, прильнув носами к стеклам витрин не могут оторваться от волшебства, творящегося внутри…
Жаль, что мы уже не можем это увидеть? Можем! Да-да! Те самые живые витрины из прошлого. Находятся они в Automates Avenue в городе Фалез (Falaise), в самом сердце Нормандской Швейцарии. Этот потрясающий музей предлагает своим гостям путешествие во времени и пространстве, чтобы помечтать с этими сказочными оконными актерами и пережить очарование другой эпохи. На реконструированных улицах Парижа 300 автоматов заново открывают для вас свои секреты и представления в необычной постановке. На этих улочках реальные витрины прошлого самых крупных универмагов Парижа.
Небольшая предыстория
Для начала надо отметить, что Парижские универмаги — это французская специфика. Идея пришла от Аристида Бусико. Он хотел спроектировать универмаг, который будет не только предлагать всевозможные товары, но и будет приветствовать клиентов, свободно гуляющих по маленькому городку в городе. В 1852 году Бусико открыл первый универмаг: Le Bon Marché. Идея получила распространение, в 1855 году Альфред де Шошар открыл Magasin du Louvre (не существует с 1974 года), в 1865 году Жюль Жалузо открыл Printemps. 21 марта 1870 года Эрнест Коньяк и его жена открыли Samaritaine, частично завещанный Академии Франсез и частично своему персоналу, в 1895 году была открыта Les Galeries Lafayette от Теофиля Бадера.
В этих магазинах организуется новая техника продаж. Благодаря размеру и разнообразию предложения магазин должен не только соответствовать ожиданиям покупателей, но и привлекать их, особенно если им нечего покупать. Для этого клиентов надо привлечь распродажами и яркими событиями.
Вот тут на помощь и пришли автоматы, созданные Домом Декамп (La maison Decamps). Он был основан в 1865 году. В этот день Жан Рулле, производитель инструментов для производителей игрушек в Париже, продал свою первую модель: «Маленький механический садовник».
В 1909 году командир Пири впервые достиг Северного полюса. Все, связанное с Крайним Севером было в моде, особенно игрушки. Гастон Декамп, внук основателя фабрики автоматов, задумал предложить универмагам Bon Marché в Париже реконструкцию этого триумфального прибытия. Успех этого проекта был таков, что в последующие годы большинство парижских универмагов захотели иметь свои автоматические витрины.
Так родилась традиция. Рождественские витрины обновлялись каждый декабрь более шестидесяти лет. Почти в каждой витрине отражалось наиболее значимое событие года уходящего. Например, в 1936 г. витрину Magasin du Louvre украсила сцена, произошедшая во время Тур де Франс — пьяный бродяга вышел на дорогу с проезжающими мимо спортсменами и устроил огромную свалку. А в 1947 г. посетители Les Galeries Lafayette могли полюбоваться на танцевальный марафон, воссозданный по ироничным рисункам популярного в те времена художника-карикатуриста Альберта Дюбу. В 1953 г. произошла коронация королевы Англии, и эта сцена перекликается с рождественской витриной 1953 г. «Кукольная свадьба».
Ну и конечно, потрясающая витрина «Рождение кукол», украсившая в 1950 г. Les Galeries Lafayette. Как могли ребятишки оторваться от витрины, где происходит сокровенное – появление их рождественских подарков. Сначала ангелы создают куколок, затем Père Noёl (наверное, французский вариант тут все лучше перевести как Дед Мороз, а не Санта-Клаус) выбирает из них тех, которые будут подарками, затем ангелы шьют им одежду, учат говорить «МАМА», а затем, уже готовых к встрече со своими будущими хозяевами кукол, на оленях доставляют деткам. Это ли не сказка, от которой не хочется отрываться…
В этом же музее живет первый публичный автомат – белый мишка, продающий пастилу (1910 г.)
Для тех, кому во всем интересно дойти до самой сути, есть витрины, рассказывающие, как же эти автоматы устроены. Надо сказать, что работа над рождественскими витринами начиналась летом – сначала создавались эскизы, их утверждение, а потом три месяца кропотливой работы — создание скульптур, анимация и установка – это все долгий, но потрясающе интересный труд.
«Три месяца работы стоят двухминутной улыбки ребенка», — говорил Гастон Декамп.
Надеюсь, что мои маленькие зарисовки заставят и вас улыбнуться, и окунуться в рождественский Париж прошлого...