Примечательное

Нотр-Дам. Начало и дорога к храму

29 июля 2021  © AveFrance

Собор Парижской Богоматери: его история раз и навсегда вписана в драматичную историю Франции. Чего только не повидал он на своем веку, сколько поколений верующих возносили молитвы перед его алтарями, сколько трагических и радостных событий возвещал звон его колоколов! Поэтому так больно за него сейчас, когда он тяжело ранен; так хочется, чтобы он восстал из руин, в которые обратили его не войны и революции, а человеческая глупость и небрежность.

Нотр-Дам

В истории с пожаром Собора Парижской Богоматери меня поразило, как трогательно несентиментальные французы реагировали на это трагическое событие. Среди тех, кто оказался на месте катастрофы апрельским вечером 2019 года, многие плакали, а иные были так потрясены, что и плакать не могли. Только смотрели, не веря своим глазам, как огонь уничтожает плоды усилий многих поколений строителей, скульпторов, художников; как исчезает в языках пламени краса и гордость Франции, один из самых значимых памятников мировой культуры. Чем же Нотр-Дам-де-Пари отличается от других католических святынь? Чтобы понять это, вернемся в далекое прошлое, к истокам…

Часть 1. Начало

Notre-Dame de Paris – самый известный в мире готический собор, хотя есть во Франции церкви того же периода, не уступающие ему ни в величии, ни в красоте. Построенный на островке de la Сité (старое название острова Св. Людовика), он хорошо просматривается с обоих берегов Сены и гармонично вписывается в окружающий его ландшафт. Любое время года ему к лицу, и вид его согревает сердце. Он так давно и прочно стоит здесь, на этом живописном островке, что кажется – так будет вечно, что время здесь замедлило свой бег, позволяя нам погрузиться в глубины прошлого...

Башни и шпиль Нотр-Дам. Фото сделано с кораблика на Сене.

Северный фасад Нотр-Дам. Вид со стороны набережной Монтебелло.

Его долгая жизнь неотделима от истории Парижа. В XII веке, после окончания норманнских завоеваний, в Западной Европе наступает недолгая передышка. При Людовике Толстом (прозвище Людовика VI) двор окончательно обосновался в Париже. Город постепенно приобретает статус столицы Франции, куда съезжаются интеллектуалы со всех концов Европы, чтобы послушать богословские лекции и дебаты в многочисленных аудиториях и монастырских и кафедральных школах. К середине столетия Париж становится средоточием средневековой культуры, философии и теологии. Здесь, при парижском храме Нотр-Дам преподает и читает лекции по философии знаменитый Пьер Абеляр. Здесь реалисты страстно спорят с номиналистами о природе «универсалий». Здесь аббат Сюгерий, один из образованнейших людей своего времени, близкий друг и советник Людовика VI, разрабатывает философию и эстетику готического собора как храма света, отражающего все многоцветье бытия.

Лекция по богословию, миниатюра XIV-го века.

Аббат Сюгерий, витраж XII в., базилика Сен-Дени, Париж.

Именно в этой бурлящей духовной и интеллектуальной атмосфере начинается история Собора Парижской Богоматери - Notre-Dame-de-Paris.

В ту же эпоху крестовые походы в Святую Землю и паломничество в Иерусалим и к гробнице Святого Якова на севере Испании (Saint-Jacques-de-Compostelle) приводят в движение толпы верующих. Паломники, чей путь лежал через Париж, пересекали Сену на лодках, и маленький островок посередине реки, l’île de la cité, был важным этапом их маршрута. Здесь они могли передохнуть и набраться сил для продолжения путешествия, которое многие проделывали пешком. В то время островок de la cité, несмотря на свои скромные размеры, был густо населен ремесленниками, содержателями постоялых дворов и трактиров, нищими и богомольцами. Там же, на островке, на берегу реки, рядом с кафедральной церковью Нотр-Дам и романской базиликой Св. Стефана находился Hotel Dieu - странноприимный дом для паломников и больница для бедных, сирых и убогих. Здесь, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на фундаменте галло-римского храма Юпитера, Морис де Сюлли, епископ Парижа, блестящий проповедник, одаренный богослов и прекрасный организатор, решил возвести грандиозный собор, достаточно просторный, чтобы вместить всех прихожан и паломников.

Остров Saint-Louis и Notre-Dame de Paris, ок. 1550 г.

Строительство собора должно было решить не только и не столько эстетические, сколько экономические и идеологические задачи. Во-первых, сооружение такого масштаба внушало верующим благоговейный страх и смирение и позволяло собирать их под одной крышей на службы и проповеди. Во-вторых, состоятельные прихожане и паломники несли в храм деньги и другие подношения, и немалые. Ну, и конечно, где еще, как не в Париже, столице христианнейшего королевства Европы, должно было появиться подобное чудо? Собору суждено было стать триумфальным воплощением нового стиля, в эпоху Ренессанса получившего нелестное название «готический». В XII веке этот стиль только-только входил в моду, и после базилики Сан-Дени, реконструированной аббатом Сюгерием в 1130-е гг., Собор Парижской Богоматери – одна из самых ранних готических построек Франции.

Первые изображения Нотр-Дам дошли до нас благодаря средневековым манускриптам и датируются XV-XVI веками (см. ниже). На обеих миниатюрах собор выглядит почти так же, как в наши дни: тяжелые башни с квадратным основанием контрастируют с возносящимся в небо шпилем середины XIII века; главный фасад, украшенный аркадами, скульптурой и витражными окнами и изысканной каменной резьбой; элегантный тройной портал и венчающая все это великолепие галерея ветхозаветных царей и пророков.

Миниатюра с видом Нотр-Дам, Жан Фуке, 1452.

Главный портал Нотр-Дам, Pontifical romain aux armes de Jean II de Mauléon, Ноэль Бельмар, XVI в.

Трудности строительства

Природа щедро одарила мальчика из городка Сюлли-сюр-Луар. Скромное происхождение не помешало ему сделать головокружительную карьеру. Судя по историческим источникам, Морис де Сюлли был не только блестящим проповедником и искусным дипломатом и царедворцем, но и талантливым организатором и администратором. Получив в 1160 году престижную должность епископа Парижа, он занимал ее до самой своей смерти в 1196 году. Конфидент и друг Людовика VII, он крестил его сына Филиппа-Августа, и всегда был готов помочь обоим монархам и советом, и делом. Амбициозный проект Сюлли требовал гигантских капиталовложений, а королевская казна была, по обыкновению, пуста… Тем не менее, для начала строительства ему было выдано 200 фунтов серебра, большая сумма по тем временам. Остальное поступало от прихожан, паломников, и за счет церковной десятины. На эти деньги нужно было расчистить место для храма, подготовить площадку для подвоза строительных материалов, нанять мастеров-каменотесов и плотников, резчиков по камню и кровельщиков... Улочки островка были тесны и извилисты, поэтому под снос пошли ветхие здания, включая базилику Св. Стефана и церковь Нотр-Дам. Перед будущим собором была построена обширная паперть и проложена широкая улица для свободной циркуляции транспорта и религиозных процессий. Традиционно, все христианские церкви ориентированы с востока на запад. Восточная часть, включающая абсиду, хор и деамбулаторий, символически наиболее значима, поскольку именно в восточной части храма расположен алтарь. После освящения алтаря, можно было начинать богослужения, не дожидаясь завершения строительства. Поэтому мессы служили в недостроенных соборах, открытых прихотям погоды. Часто строительство больших соборов тянулось не одну сотню лет, иногда надолго замораживалось из-за нехватки средств, войн, эпидемий, пожаров… Конечный результат не всегда отражал первоначальный замысел строителей, так как за долгие годы успевало смениться не одно поколение строителей, менялись вкусы и мода, совершенствовалась техника… В этих условиях трудно было сохранить единство стиля. Нотр-Дам де Пари повезло: Морис де Сюлли прожил долгую жизнь и за 30 с лишним лет пастырского служения успел максимально полно реализовать свой замысел.

Весной 1163 г. папа-изгнанник Александр III проводит в Париже пасхальные богослужения и присутствует при закладке будущего собора Нотр-Дам. Всего за 10 лет построен хор и двойной деамбулаторий, а через 20 лет после начала строительства, 19 мая 1182 г., алтарь собора был освящен Сюлли и папским посланником Анри де Марсо. Одновременно, Сюлли приводит в порядок епископский дворец и госпиталь Hotel Dieu.

Вот как мог выглядеть Нотр-Дам в начале 13-го века, согласно представлениям историков 19-го столетия. На гравюре отчетливо видны главные приметы готического стиля: стрельчатые арки, высокие витражные окна, аркбутаны. Здесь пока нет ни башен, ни шпиля. Западный портал с двумя квадратными башнями будет завершен только в 1220-е годы, через 30 лет после смерти Сюлли. А еще через 20 лет, в 1250 г., собор увенчает первый шпиль, которому суждена была долгая жизнь – более 500 лет.

Notre-Dame de Paris et l’Évêché au commencement du XIIIe siècle. Gravure de F. Hoffbauer extraite de Paris à travers les âges (Tome 1), paru en 1885.

В следующих публикациях я расскажу вам о том, как собор приобретал свой нынешний облик, о его архитектуре, скульптуре и прекрасных витражах, о ярких исторических персонажах, чья личная история переплелась с историей собора, о разрушениях и потерях в период Французской революции и о последующей реставрации Виолле-ле-Дюка… И наконец, о пожаре 15 апреля 2019 г., его последствиях и проектах восстановления Нотр-Дам.

Мы ищем инвесторов

Если вы хотите:

• Выгодно вложить ваши средства.
• Стать своим во Франции, и далее – во многих других странах.
• Сделать этот мир чуточку лучше.

Напишите нам:

mail@avefrance.com или в Телеграм @belka160

Или, может быть, это интересно вашим друзьям?

Читайте еще