Джоан Дежан написала великолепную книгу о Городе Света. Всего несколько эпизодов, всего 3 короля, всего один век. Но за это время Париж становится городом, в котором будет то, что будет. Снесут Бастилию, и будет царить Коко Шанель. Станут возможны бульвары барона Османа и импрессионисты. Он еще станет Парижем. Но начнет он становится им тогда, в то время, о котором пишет Дежан.
Мост Генриха IV к сердцам парижан
Мы уже писали о Пон-Нёф, и во многом эта статья навеяна книгой Джоан Дежан. Это первое, с чего, в ее представлении, начнется становление Парижа Городом Света. Дежан пишет не о том, что это самый старый ныне мост. Почти не пишет о проектировании и длине пролетов, и прочих архитектурных тонкостях. Зато много - о, например, том, что там появились смотровые площадки, и к чему это привело.
Джоан Дежан пишет о первых в мире тротуарах на мосту. О том, что на Пон-Нёф, и вокруг него зародились многие парижские обычаи, которые стали задавать тон европейской моде. Мост запустил первые глобальные обновления и обустройство Парижа. Она показывает нам, как из этого, обыденного, в общем-то, градостроительного эпизода, возникли масштабные социальные изменения.
Джоан Дежан о городских службах, финансах, прогулках и романтике
Таков же ее подход к описанию нескольких других начинаний из жизни Парижа XVII (в основном) века. Этот век действительно предопределил многое - и то высочайшее положение в мире, которое станет позже занимать Париж в мире. В политике, моде, умах. И в сердцах, конечно.
Первые перепланировки - и первые, настоящие, бульвары Парижа. Те, о которых Бальзак еще до барона Османа писал: "Ни в одном городе мира нет ничего, что сравнилось бы с бульварами Парижа". Городские службы и технологии - например, уличное освещение. Мелочь? Но оно улучшало качество жизни и олицетворяло статус: Лондон был еще далеко позади в этом статусе.
Становление Парижа, как столицы моды и потребления - зачастую демонстративного. И это тоже произошло не случайно, и не само собой. Каким образом? Читайте... И как, почему Париж стал самым романтическим городом в мире, синонимом романтики? А ведь первым толчком был еще все тот же Пон-Нёф. Затем - парки, бульвары, нормальные публичные прогулки. А по сути - городская планировка... Какая проза! Но эта проза развилась в возможность для женщины показать себя: без этого романтики не бывает. К 1680 году берега Сены, например, были почти все полностью замощены: романтика там, где удобно.
Просто и без занудства о создании культовых парижских сооружений XVII века, а также всевозможных инновациях в городском укладе, которые относились к тому же периоду, - как она убеждена сама и убеждает читателя, именно в это время Париж и создал себя, свой имидж и бренд, так сказать. При этом в своём повествовании автор опирается не только на документы, но и на письма и заметки современников становления нового Парижа, на художественные произведения, в которые немедленно были вплетены описываемые нововведения. Много иллюстраций, преимущественно карт и гравюр.
Книга Джоан Дежан не является научным историческим трудом в строгом и классическом смысле. Она показывает лишь некоторые моменты становления Парижа. И замечательным образом иллюстрирует, как и когда начал задаваться стиль, блеск, уровень Парижа. Как рождался парижский миф...
Который живет до сих пор.