Мы вкладываем в публикации труд и время.
Чашка кофе: перевести 145 руб.

Перспективы экскурсовода. Его будущее. А какой он сейчас? Интервью с Ольгой Кремер.

Перспективы экскурсовода

Перспективы экскурсовода, его профессии, в последнее время становятся предметом споров и обсуждений.

Но часто понять профессию — и ее будущее — лучше всего через людей. Всмотреться и поближе узнать тех, кто этим занимается. Потом мысленно заменить их онлайн-сервисом: получилось? Если да — перспективы печальны. Если нет, или не очень — профессия будет жить.

Нам сразу захотелось поговорить с человеком, который о себе пишет - «Мне, наверное, на роду было написано стать экскурсоводом».

Наша собеседница знакомит людей с юго-западной Францией, Тулузой, Бостоном, восточным побережьем США — да, вот такой разбег.

Контакты. email: olga.kremer@gmail.com

Давайте всмотримся.

(все фото: Ольга Кремер)

 

Перспективы экскурсовода — а кто это сейчас?

Некоторое время назад у нас на сайте была небольшая заметка — попытка прогноза профессиональной перспективы экскурсовода. Скажите, вы не боитесь, что эта профессия в очень обозримом будущем исчезнет?

Нет. Я думаю, что этого не случится. Да, есть сейчас приложения - и для составления маршрутов, и другие. Аудиогиды. Но всегда будет необходимо живое общение, всегда будет нужен живой рассказ.

перспективы экскурсовода

Хотя я неплохо ориентируюсь в новых местах, все равно, когда приезжаю в другую страну, для начала беру гида. Чтобы он познакомил меня с городом, регионом... Повозил повсюду... Тем более в сельской местности. Там не всегда можно сразу понять, что смотреть обязательно, а без чего можно обойтись. Нужно составить маршрут. И нужно, чтобы кто-то все это показал, рассказал. Самостоятельно путешествовать вообще нелегко. Таких людей мало. Поэтому я не беспокоюсь за перспективы нашей профессии.

Составить маршрут — вы имеете в виду просто для прогулки, или по достопримечательностям? Или, чтобы то-то увидеть и понять? Как раз, чтобы составить маршрут и существуют приложения…

Не совсем так. Гулять по городу — это одно. А маршрут на несколько дней — это работа, и довольно большая. Ведь вы включаете в этот маршрут какие-то дегустации, ту же охоту на трюфель, скажем… То есть такие вещи, которые люди сами не смогут найти. Какой-то необычный интересный ресторанчик, рынок, ферму, мастерскую местного умельца, например…

И сразу возникает подозрение, что вы ангажированы этим ресторанчиком...

Нет, не возникает. Я никогда не беру никаких комиссионных, ни с кого. Может быть, потому, что я не работаю в массовом туризме. В основном мои клиенты – индивидуалы, семейные пары, друзья, путешествующие вместе. В группе максимум 6 человек. И я всегда спрашиваю заранее - что им интересно. Беседую — вот как мы с вами сейчас — либо по скайпу, либо по телефону, и мы подробно все обсуждаем заранее. Это помогает почувствовать друг друга, а мне - понять ожидания клиента. Иногда на этой стадии мы и расходимся. Когда ожидания клиента превосходят мои возможности.

перспективы экскурсовода

То есть вы свои экскурсии готовите «под клиентов». А этот ваш подход — он насколько распространен среди гидов?

Не знаю, если честно, понятия не имею. Я знаю, что некоторые коллеги говорят, что так не годится. Ну и да, я таким образом лишаюсь некоторых клиентов. Но это мой подход.

Вы под экскурсией понимаете не поход по достопримечательностям, даже с великолепнейшим рассказом о них. А что такое для вас экскурсия?

Знаете, я всегда ориентируюсь на клиентов. И никогда ничего не навязываю. Я предлагаю на выбор несколько вариантов. И многие — они сами понимают, чего хотят. Большинство моих клиентов — образованные, культурные люди. Они говорят — мы хотим узнать историю, архитектуру, посмотреть памятники.. Но мы хотим и познакомиться со страной, с ее укладом. Попробовать всякие вкусности, продегустировать вина… Это все культура страны. Сельские праздники, местные рынки, фестивали … Трюфельная охота... Рыбалка…Посещение сыроварен... Маленькие сельские гостиницы - chambres d’hôtes, общение с фермерами, с местным населением... Это все знакомит со страной лучше, чем любая экскурсия по достопримечательностям. И я знаю, что, если водишь людей исключительно по достопримечательностям — у них все начинает сливаться. Они уже ничего не воспринимают.

Экскурсия должна быть разнообразной. Развлекательной, да, но и познавательной... Например, экскурсии, которые проводят сами виноделы. Производство арманьяка... То есть, это не просто - приедешь, попробуешь, выпьешь... Там сами виноделы все вам покажут и расскажут. Или фермы, где производят фуа-гра… Или устричные фермы... Там тоже вам все покажут и расскажут и о продукте, и о том, как его производят. А я перевожу.

перспективы экскурсовода

Ой. Сейчас такой тренд, что этим производителям многие начнут такие претензии предъявлять…

Нет, ну я же никогда не показываю gavage (насильственное кормление) и прочие такие вещи. Я сама этого не люблю. Но фуа-гра любят многие. А те, кто не любит — они и не спрашивают.

Перспективы экскурсовода могут быть разными в разных регионах? У вас ведь в вашем регионе и направленность достопримечательностей несколько иная — чем в Париже, скажем, или на Лазурном берегу.

Ну конечно. Это другая история, да и вообще все другое. Тем не менее я знаю, что некоторые делают маршруты только по памятникам, скажем. Или только гастрономию. Я предпочитаю составлять поездки так, чтобы было всего понемногу. Как правило, тогда все лучше и запоминается.

То есть вы считаете, что никакое онлайн-приложение, никакой аудиогид вас не заменит никогда?

Нет. Не заменит.

Отлично. Давайте теперь про то, где вы живете.

Я живу в Тулузе.

Как вы там оказались? Это не секрет?

Нет, не секрет, просто это довольно долгая история. Всю ее не рассказать. Около 15 лет назад я поехала во Францию — но не в Париж, а в гости к своей старой приятельнице. У нее к западу от Тулузы дом, и она меня пригласила.

Я приехала в Тулузу, почти сразу заблудилась, кстати. Но я совершенно в нее влюбилась. Попала на площадь, где базилика, и подумала — как хорошо было бы здесь водить экскурсии… Это для меня было не ново, я еще в юности, после университета этим занималась. Была музейным гидом в Москве. В США тоже водила экскурсии, в Нью-Йорке и Бостоне. И потом так получилось, совпадения некоторые, почти невероятные, что я оказалась в Тулузе.

перспективы экскурсовода

Значит вы приехали не замуж, не учиться - это просто частые варианты переезда…

Нет, не замуж. Хотя личный момент присутствовал, но он не был определяющим. А учиться мне так или иначе пришлось, потому что без этого было трудно получить вид на жительство. Так что я здесь получила своего второго магистра.

Пошла на средневековую литературу — трубадуры, манускрипты и все такое прочее. Этим я занималась два года. И одновременно стала готовиться к тому, чтобы водить экскурсии. Пошла в туристический офис, меня там очень хорошо встретили. Там и начинала.

 

Перспективы экскурсовода - подтвердить, что ты — специалист.

Вы лицензированный экскурсовод?

Да.

Насколько сложно эту лицензию получить?

Вы знаете, раньше это было не очень сложно. Можно было сдать региональные такие экзамены. Сейчас лицензию можно получить, либо проучившись год в университете, либо подтвердив свой опыт в этой области. По-французски - VAE. Нужно написать почти что диссертацию и показать — каким образом вы в этой профессии утверждались. Буквально нужно описать всю вашу жизнь — профессиональную, да и не только. Вот я по этому пути в итоге и пошла.

По непростому.

По непростому, да. Потому, что я прошляпила то время, когда можно было через экзамены это сделать.

И сколько это у вас времени заняло?

Полгода.

перспективы экскурсовода

А насколько это дорого?

Это дорого. И там еще есть разные формы — с сопровождением и без сопровождения. Под руководством вы будете писать вашу работу или нет. А сопровождающие, кураторы — это люди, которые давно работают в вашей области, и они учат вас как подать материал, что именно включить… Я взяла сопровождение. Ну и мне пришлось обращаться в разные организации, которые помогли мне это оплатить...

Если я прекрасно знаю какой-то регион, административно с пребыванием во Франции у меня все в порядке — я не имею право вести экскурсии?

Почему? Имеете. Как и я их водила без лицензии. Но вы не имеете право их проводить в музеях, в замках, в соборах… Хотя я и там водила — никто никогда меня не задерживал, не останавливал. Но я знаю, что бывает — спрашивают удостоверение гида. Если его не окажется, могут оштрафовать.

И вывести?

Да нет. С какой стати? Оштрафовать, и в следующий раз не пустить. То есть это просто расширяет ваши возможности. Да и в любой профессии официальное подтверждение не помешает. И, если о вопросе интервью — и перспективы экскурсовода в этом случае лучше.

Вас привлекла Тулуза. А регион вы уже позднее стали узнавать, после приезда?

Ну, более или менее. Я всегда жила в больших городах. Родилась и выросла в Москве. Потом переехала в Америку, жила в Нью-Йорке, в Бостоне. Моя семья и сейчас живет в Бостоне. Я горожанка. Но мне очень, очень понравился этот регион, в котором я оказалась — уже много лет назад. И читала я о нем немало, в основном, о его истории.

Значит, вы переехали во Францию из Штатов, не из России?

Да.

Не жалеете? Не скучаете по Америке?

А я ведь как бы и не совсем уехала. У меня там семья. Я туда часто приезжаю — одно другому не мешает. Но тем не менее — я там не живу. И вы знаете, я этому рада. Возвращаться туда жить я не хочу. Совсем не хочу.

У вас, получается, фактически уже вторая эмиграция. Не тяжело?

Очень было тяжело. Но ничего — выжила. И оно того стоило.

перспективы экскурсовода

 

Перспективы экскурсовода - с кем и о чем разговаривать.

Попробуем про вашего клиента поговорить. Как бы вы его обрисовали, в общих чертах? Есть какой-то средний типаж?

Да, конечно. Средний возраст, от 40 до 60. Работающие, такой крепкий средний класс. Люди, которые берут частного гида, останавливаются в хороших отелях. Те, кто может себе позволить приехать во Францию на несколько дней, даже на 3-4 дня. Многие из них приезжают, чтобы увидеть какие-то конкретные места. Скажем, недавно была семья, они приехали посмотреть Каркассон и Тулузу: и все. И потом уехали.

Там между Каркассоном и Тулузой канал ведь еще, дивной красоты?

Да, это Canal du Midi, или Канал двух морей, и мы едем вдоль канала, я про него тоже рассказываюа. Я всегда и в дороге продолжаю быть гидом. Показываю, рассказываю… Про тот же канал — можно многое рассказать о человеке, который вдохновил его строительство и руководил им.

Только, насколько я помню, история к нему не очень благосклонна оказалась…

Не очень, да. По-крайней мере, умер он в нищете, опозоренный. Фактически разорив свою семью, потому что в конце пришлось из собственного кармана строительство финансировать…

Из каких стран эти люди? В основном?

В основном из России, из Украины.

Это из-за вашего русского языка? Но ведь вы и по-английски хорошо говорите?

Да, есть и англоязычные клиенты, но сказать, что их какой-то поток — нет. Англоязычные предпочитают через агентство заказывать, а не через сайты. То есть надо найти какую-то компанию... Часто люди приезжают с детьми, причем уже достаточно взрослыми.

По ним у меня тоже вопрос. Ведь есть уже обеспеченная прослойка, у которых детям и 20 и 25 лет. Эти дети в состоянии и самостоятельно путешествовать. Они — ваши клиенты? В их картине мира перспективы экскурсовода, потребность в нем каковы?

Бывает, что заказывают экскурсии. Но очень редко. И таких, чтобы на несколько дней маршруты… Нет. Я думаю, молодежь считает, что они сами обойдутся. Наверное.

перспективы экскурсовода

 

Дело не в технологиях?

Не получается, что мы возвращаемся к тому, с чего начали общаться? Эта молодежь, которая сейчас обходится без гида, гаджетами — они ведь будут подрастать. Через 10-15 лет им будет 35-40. Не грозит ли это, все-таки, сильным сужением перспективы экскурсовода?

Я думаю, что нет. Дело же не в том, что молодежь начнет подрастать, и будет путешествовать так же, как в юности. В юности я путешествовала автостопом — сейчас так не путешествую. Но в юности я бы никогда не взяла гида, чтобы он мне показал что-то. Мне, в общем-то, это было не нужно… А сейчас возьму.

То есть, это не вопрос технологий, это вопрос возраста?

Да, мне кажется. И хочется уже определенной степени комфорта. И не очень хочется что-то искать. Нужно, чтобы все показали и все рассказали. Может быть, и потребность в познаниях становится уже какого-то другого типа.

Люди, которые приезжают ко мне - они уже знают многое. И они хотят узнать больше. И именно от человека, который здесь живет. Людям требуется информация о самой стране. Об образовании, об обществе… Как тут все устроено. Как люди лечатся, работают, выходят на пенсию. Самые разные вопросы, и самые разные разговоры мы ведем. И перспективы экскурсовода у этой аудитории, кстати, очень неплохие.

У вас достаточно большую часть экскурсий занимает рассказ не о том, что вы показываете, а о самой Франции?

Такие беседы обычно возникают в дороге. Тем более, что у меня чаще всего совсем небольшие группы, и это возможно — вот так поговорить. Но и культурные фрагменты в таких разговорах все равно есть. О королях и папах, о святых и злодеях, о той или иной эпохе, об истории региона, который проезжаем. Но и о современной Франции часто спрашивают. И о своей жизни, бывает, рассказываю. Это тоже людям интересно.

перспективы экскурсовода

Попадаются те, кто планируют переехать во Францию?

Да, попадаются.

Вы что-то знаете об их дальнейшей жизни?

Да, кому-то потом я помогала найти квартиру, кому-то дом… Бумаги оформлять. С одними довольно долго общались, потом как-то потерялись они. У кого-то получается, у кого-то нет. Кого-то отталкивает бюрократия французская.

Ну да, минусы Франции известны… Кстати, насколько ваш регион затронула вот эта миграция последних лет?

Не очень. Бесконтрольная — не очень.Это трудный регион для мигрантов. Да и вообще Франция непростая страна для мигрантов. Это заблуждение, когда думают, что вот если ты прибыл из воюющей страны, например — тебе здесь сразу расстелят красную дорожку. Все не так просто.

Наш регион — это маленькие городки и деревни, за исключением Тулузы. Мигрантам здесь ничего не светит. Возможностей и работы нет. В Тулузе есть, конечно, мигранты, но нас не захлестнула эта волна. Да и в Тулузе главный работодатель — Эйрбас, и делать там мигрантам нечего.

перспективы экскурсовода

 

Перспективы экскурсовода - учитель и актер.

Значит, в этом плане у вас спокойнее. Скажите, могли бы вы свою профессию сравнить с какой-то другой? На какую она похожа, по-вашему? Попробуете?

Конечно. Вы знаете, когда я писала свою работу, я это об этом как раз говорила. Видимо потому, что много об этом думала. Так вот, мы все — шоумены. Даже, скорее, актеры. Причем — театра. Ведь перезаписать «выступление» невозможно. Экскурсия - это всегда спектакль, и он никогда не повторяется . И не в том смысле, что мы притворяемся не теми, кто мы есть. А в том, что это всегда должно быть ярко, интересно. Если вы работаете с большой группой — это становится еще более важным. В группах люди разные, а заинтересовать нужно всех.

Еще мы все, конечно, в какой-то степени - учителя. И я по второй своей профессии, к тому же, преподаватель…

Извините — по первой или второй?

Даже не знаю. В России я заканчивала МГУ, романо-германское отделение. Вышла с дипломом преподавателя — но работала в музее. В литературном музее Пушкина, на Пречистенке. А учителем я работала уже в США, и во Франции продолжаю. Так что, видимо, учитель — вторая профессия, а гид — первая.

Значит — шоумен и учитель. Перспективы экскурсовода — и перспективы учителя в наше время: тоже интересная тема… А ведь профессия шоумена подразумевает постоянное продвижение себя. Даже если есть свой агент. Как у вас с этим?

Не очень у меня с этим. Публикуюсь на разных сайтах. Пишу. Думаю, что когда человек пишет о себе и регионе, маршрутах - это лучший, как мне кажется, способ продвижения. Но в остальном — нет, я не мелькаю везде и всюду, в этом смысле я не шоумен.

перспективы экскурсовода

Но хватает клиентов?

Не всегда. Бывает очень много, бывает мало. Но в целом — ничего, не жалуюсь. Летом я еще обычно на полтора-два месяца уезжаю в США...

В самый разгар сезона бросаете работу?

Я вынуждена уезжать, чтобы побыть с семьей. Но дело в том, что я вожу экскурсии и в США тоже, так что работу я не бросаю. Вожу по Новой Англии, по Бостону. Так что и там у меня есть клиенты, и там я тоже работаю. Бывает, что американские клиенты потом приезжают во Францию.

Мы выбираем, нас выбирают...

Вы можете описать тип клиента, который вам очень не нравится? Но из жизни. Не абстрактного какого-то. Или у вас таких не было?

Нет, конечно, были. Это клиент, который не слушает. Например, пара. Или семья. Отец семейства все время висит на телефоне. Ну, вероятно, бизнес, дела какие-то… Но это очень напрягает и мешает. Ведь — о похожих опять профессиях — если вы актер или учитель, вы должны чувствовать связь со зрителем, со слушателем. А если ваш слушатель постоянно висит на телефоне, перебивает вас на полуслове? Тогда связь эта пропадает или не возникает вообще. Бывает и человек в группе, особенно в большой, который хамит и создает неблагоприятную очень для экскурсии атмосферу.

Тогда вы чувствуете, что вы говорите в пустоту, начинаете нервничать и экскурсия проходит неудачно. Но такое редко случается, к счастью.

перспективы экскурсовода

Были случаи, что вы, что называется, «разорвали контракт» и разошлись посередине экскурсии?

Нет, такого не было. Но было, например, что клиенты после третьего дня решили, что продолжать не будут. Хотя было запланировано четыре. Как раз это был такой случай, что люди совсем не слушали. И я им сказала, - может быть, не будем тогда продолжать? Ну они и сказали, что да, не будем. Кстати, именно с ними я предварительно не общалась.

Конечно, в нашей профессии всякое бывает. Как в любой другой.

Опыт у вас большой. Что бы вы посоветовали человеку, который собирается завтра приехать во Францию и начать работать экскурсоводом?

Как следует изучить историю страны. Мы путешествуем по Франции не просто так... Узнать про памятники, когда что построено, обложиться путеводителями — этого недостаточно. Должен быть контекст определенный - культурный, исторический. Без него экскурсия получится бледной и скучной. Плюс любой неожиданный вопрос может вас озадачить, и вам будет неловко.

Вы этот совет даете потому, что считаете, что экскурсовод должен быть хорошо образован? Или потому, что это востребовано заказчиком?

Заказчики бывают разные. Но у вас должна быть профессиональная гордость и уверенность в себе. Выучить какой-то текст — недостаточно. Нужно очень хорошо и свободно ориентироваться в культуре страны. Вам могут задать самый неожиданный вопрос. Об истории, культуре, о жизни.

Поэтому человек, который хочет стать экскурсоводом — ему нужно взять машину и как следует объездить регион. Походить на экскурсии к другим гидам. Выучить язык. Много читать. Постоянно учиться. Нужно еще и уметь поговорить о политике, потому что бывают вопросы. И сколько стоит квадратный метр жилья. И, конечно, вам все это должно быть очень интересно самому.

перспективы экскурсовода

А специфика работы в разных регионах есть? Профессиональная.

Ну, у нас, например, меньше гидов. Меньше клиентов, но и намного меньше гидов. Чем, скажем, в том же Провансе или Париже. Мы тут почти все друг друга знаем, и нет такой конкуренции, как на Лазурном берегу. Спокойнее.

После вашего совета начинающим я , наверное, понимаю — почему ваша профессия не исчезнет. Приложения и сервисы заменят, видимо, тех гидов, которые сами мало отличаются от приложений и сервисов.

Это же в течении многих лет накапливается, понимаете… Да и живое общение ничего не заменит.

По-крайней мере, при нашей жизни.

 

Перспективы экскурсовода - после беседы, как это увиделось...

Что ж. Нет, я не хочу заменять обсуждение маршрута на планировщик в смартфоне. Мне не подходит аудиогид для всех вместо истории лично для меня. Не могу представить, как онлайн-приложение устроит мне охоту на трюфели или расскажет о своей жизни во Франции.

Нам кажется, что гиды во Франции будут заменяться технологиями: как и многие другие профессии...

Может быть, в каких-то ситуациях, быстрая лекция в наушниках о картине передо мной — предпочтительней. Но для познания страны никакой сервис не заменит мне мою сегодняшнюю собеседницу.

Мне нечем заменить интересного человека.

Контакты Ольги Кремер — email: olga.kremer@gmail.com

Чашка кофе: перевести 145 руб.
Поддержите редакцию и авторов.
Все возможности Avefrance
Смотрите также:
Книжные деревни во Франции