Севрский фарфор, его стиль и история - это отражение двухвековой истории Франции. В этом небольшом эссе я хотела бы очень кратко рассказать историю Севрской мануфактуры. А еще - поспособствовать развитию творческого потенциала читателя. Разнообразим наш досуг!
Художнице по фарфору, научившей меня любить его, посвящается: Елене Александровне Ткаченко
Французский фарфор, флагманом которого является Sevres (Севр), начинался в городке Chantilly (Шантильи). Там Claude Guérin (Клод Гера) получил первый фарфоровый материал. В 1740 в Château de Vincennes (Венсенский замок), покинутом королевской династией, были оборудованы мастерские. Изготовливали «белое золото» за высокой стеной, рядышком с тюрьмой. Мастерскими владел синдикат во главе с Philibert Orry (Филибер Орри). Он был Генеральным контролером финансов (1730 – 1745) - кстати, долгожитель на ниве министров финансов XVIII в.
Поначалу король Louis XV (Людовик) просто благоволил синдикату, затем в 1753 заинтересовался настолько, что стал пайщиком синдиката. Он позволил ему называться "Королевская мануфактура французского фарфора". Клеймом стали ставить две перекрещенные буквы L (по легенде - сам Людовик XV придумал это королевское клеймо). Жить король без мануфактуры не мог, и перевел её в пригород Парижа – город Sevres. А в 1759 король милостиво отпустил остальных (устали очень, наверное) пайщиков. Как настоящий лидер, он принял тяжкое бремя управления и финансовой ответственности на себя.
Севрский фарфор - монархия
Королю Louis XV и его прекрасным дамам особенно был близок округлый стиль рококо. Нежные тона носили изящные названия: bleu du roi – «королевский синий»; «желтый нарцисс»; «яблочно-зеленый»; «небесно-голубой». Незабываемо-розовый (мой термин) в 1757 был назван в честь marquise de Pompadour (маркиза де Помпадур) - «розовый помпадур».
Характернейшая черта декора севрского фарфора XVIII - «двойное золочение»: фактурный цветочный орнамент золотом. Оригинальный узор - oeil de perdrix (глаз куропатки), мелкая сеточка.
До 1751 на мануфактуре применялся стиль мейсенского фарфора. Основатель собственного стиля Севра – главный художник Jean-Jacques Bachelier (Жан-Жак Башелье).
В 1757 главным скульптором стал Étienne Maurice Falconet (Этьен Морис Фальконе). Тот самый Фальконе, который создал «Медного всадника» - памятник Петру I. Екатерина II пригласила тогда скульптора Фальконе в Петербург по совету Дидро. А стиль рококо сменился характерным севрским эмоционально-лирическим неоклассицизмом.
Ваза периода руководства Bachelier
Ваза с крышкой работы Фальконе, 1765
Художественным руководителем Севрской мануфактуры 1773-1800 был скульптор Simon-Louis Boizot (Симон-Луи Буазо). Он смягчил совершенство линий неоклассицизма характерной пластикой рококо и добавил золочения.
Voilà! - «стиль Louis XVI» - олицетворение королевского стиля (шикарно, элегантно и легко), до сих пор очень в моде.
Рынок сегодня.
Большинство произведений на антикварном рынке сегодня – это "исторические копии". Иногда даже той же севрской мануфактуры, но моложе лет на 150, в стиле Louis XVI. После 2-й мировой войны во Франции началась тяга к прекрасному. Массово стали создаваться реплики мебели, посуды, зеркал и т.п. в этом стиле. То есть, вы видите вещи в таком стиле, но прекрасно сохранившиеся (как и не было гильотин и войн) – но это, скорее всего, произведено в 1950 -х. Что более функционально и экономично, не так ли?
До французский революции.
Развитие мануфактуры во многом обязано «главному менеджеру по продажам» - королю.
В Версальском дворце ежегодно проходила выставка Севрского фарфора. Приглашенные придворные, вельможи и дипломаты, чтобы угодить королю, покупали всё, и по баснословным ценам.
1759 г. Король высказал ма-а-аленькую просьбу подданным - сдать на переплавку излишки золотой и серебряной посуды. Кроме прямой цели – пополнить казну, разоренную войнами, это должно было увеличить спрос на фарфор.
Специальным указом Людовик XV запретил всем производить и продавать фарфор с росписью и позолотой. Запрет касался всех, независимо от их звания и профессии. Нарушение каралось конфискацией и штрафом. Все мануфактуры, успевшие официально зарегистрироваться, обязывались наносить роспись только синим цветом. Также они должны были ставить зарегистрированное клеймо.
Севрский фарфор - эпоха перемен
Еще до окончательного падения монархии, рабочие Севрской мануфактуры очевидно «сочувствовали» революции. В 1792, после падения монархии, они инициировали очистку мануфактуры от подозрительных (в контрреволюционном смысле) элементов. Интересно: в одной докладной записке 1793 было сказано:
«Революционный кризис сильно отразился на мануфактуре – прогнали некоторых лиц со своих мест, и заменили их людьми, у которых есть патриотизм, но нет талантов и специальных навыков». Источник: академик Евгений Викторович Тарле. Сочинения. Том 1.
Правительство якобинцев (1793–1794) прекрасно понимало, что надежда на коммерческую выгоду от бывших королевских мануфактур, производивших шикарные товары, в ближайшем будущем отсутствует.
«Но даже если они никогда полезны для торговли не будут, все равно, — заявил министр внутренних дел в конце 1793 г. - необходимо их сохранить для национальной славы, для доказательства превосходства Франции в искусствах над другими нациями.». Источник тот же.
Если говорить о произведениях 1740 – 1789-х, относительно немного подлинников пережило бурные революционные годы (когда «до основания, а» уж «затем»…).
Кризис 1794–1800 годов.
Начиная с 1796 года, в документах постоянно встречаются указания на выдачу подарков представителям иностранных правительств. Директория и министерство иностранных дел делали богатейшие подарки иностранным посланникам. И часто именно в виде изделий севрской мануфактуры. Так же для украшения своих дворцов члены правительства получали очень дорогие вещи. Хотя, по закону, правительство должно платить национальным мануфактурам за полученные вещи, по факту почти ничего не оплачивалось. Кстати, тот же Талейран письменно отвечал, что денег нет, и обещал уплатить постепенно потом (документов об уплате долга не обнаружено).
Из переписки дирекции 1798 года: «и, конечно, мануфактура никогда не переживала более тяжелого кризиса». В 1799 году торгово-промышленный кризис стал всеобщим. В тот год закончилась эпоха Королевского фарфора.
Вполне возможно, что в тяжелые периоды расплачивались с рабочими изделиями, разной степени готовности. Как и Мейсен, с его отбраковками до 3 черточек, и выдачей не расписанного фарфора работникам. А теперь вся эта (строго говоря) побочная продукция "идет за первый сорт".
Севрский фарфор - эпоха Наполеона I
1799 – 1814. Первому Консулу Бонапарту рабочие в 1800 г. писали надрывные письма о том, что им не уплачено за 11 месяцев, и что они в отчаянии. Каков же был ответ? Новое правительство решилось на то, на что не решалось ни правительство Людовика XVI, ни Директория.На то, чего не хотел сделать Конвент. Оно усмотрело необходимость (с точки зрения экономии) произвести массовое увольнение рабочих севрской мануфактуры...
С 1800 по 1815 руководителем севрской мануфактуры был назначен Alexandre Brongniart (Броньяр). Он реорганизовал производство, перевел его исключительно на изготовление твердого фарфора. Начался период ампира - формы сводятся к простым схемам, фарфор становится похож на бронзу или камень. Подражая античной посуде, мастера покрывали фарфор синей краской, позолотой, или раскрашивали наподобие патины на бронзе. Появились фоновые коричневый, черепаховый и черные цвета.
Основоположники стиля ампир: архитектор и декоратор Pierre François Léonard Fontaine (Пьер Франсуа Леонар Фонтен), дизайнер и декоратор Charles Percier (Шарль Персье), художник – портретист Jean-Baptiste Isabey (Жан-Батист Изабе). Они вдохновлялись греческими, римскими, этрусскими и египетскими артефактами. Стиль выделялся торжественностью и парадностью. Декор заключался в орнаментах по образцу узоров Помпеи, фресок Рафаэля. Головы и фигуры, напоминающие камеи, в четырехугольных или овальных полях, окаймленных узорами из завитков, картушей, рогов изобилия и различных символов. Развитие технологии позволило создать величественные огромные вазы Evariste Fragonard, посуду Brachard.
Твердый фарфор 1807
Чайная пара от Jean-Baptiste Isabey
Эпоха второй империи и Наполеона III
Период 1852- 1870 в применении к севрскому стилю носит название «второй ампир». Так же торжественно-помпезно, но стилистика более плавная.
В то время новые французские буржуа, получив возможность обставить свой дом, делали это в стиле «дорого-богато». Много золота, бронзы, вычурные формы и тяжелые пурпурные драпировки. Бешено популярна была восточная экзотика (Япония, Китай).
Кофейно-чайный сервиз шинуазери (китайский), 1855 год:
Утонченная техника Pâte-sur-Pâte (масса-на-массу) была изобретена севрским мастером Louis Robert (Луи Робер). На Всемирной выставке 1851 года его ваза произвела сенсацию. В 1860 технологию подхватили англичане: Minton Staffordchire и Wedgwood, а с 1878 применил и Meissen.
Как это делается.
Техника очень кропотливая. На влажной, необожжённой фарфоровой отливке карандашом рисуют контур эскиза. Потом кистью наносят шликерную массу (смесь тонкой белой глины, глицерина и воды), наращивая объём в нужных местах. Необожженный фарфор быстро впитывает воду из шликерной массы, остальное застывает, образуя рельеф. Высоту рельефа регулируют количеством нанесенных слоёв и плотностью шликерной массы. Чтобы получить объём высотой 2 мм проходят кисточкой по этому месту 25 раз. При этом каждый раз надо подождать, чтобы предыдущий слой «схватился». Не промахнуться, и не «заехать» на цветную основу, и закрасить "прозрачность".
Пока расписывают изделие - а это 10-20 рабочих дней, ему необходимо всегда оставаться влажным, но в меру (так как отливка может потечь). Требуется максимальная аккуратность в обращении с отливкой – до обжига она очень хрупкая. Обжигают 1 раз, получается бисквит, его не требуется глазуровать, так как состав фарфора особенный – самоглазурующийся. Ну разве не шедевр?
Севрский фарфор – эпоха творческих поисков
В конце XIX в. севрский фарфор начали критиковать. «…Севр остается в традициях прошлого. Он остается глухим к славе живого и современного искусства.» Ну и докритиковались, ведь люди искусства такие нервные, ах-ах!
И вот к чему привело:
Alexandre SANDIER "Encrier Michelet" forme crée en 1898
Если позволите - выскажу мое личное мнение. На мой вкус, Севр до 1900 года меня восхищает, после - удивляет. С одним исключением - Art Nouvea был «последним вздохом господина ПЖ» (по моей шкале ценностей).
Критическая масса живого современного искусства открыла череду исследований, инноваций, технологий и творческих поисков...
Кофейный сервиз в стиле Art Nouveau 1900
Фигура из группы Les danseuses, 1900, Agathon Léonard
Les émaux cristallins, кристаллические эмали, Sevres art Deco 1920
Sevres VASE RUHLMANN Jacques Emile Ruhlmann 1929 (ваза белая)
Технология flamme (пылающий). SEVRES Vase bleu flammé 1930
Новые типы фарфоровых масс: porcelaine dure nouvelle, porcelaine tendre nouvelle. Manufacture nationale de Sèvres Vase «Clelia» Artur-Luis Piza 1968–1969
Sevres Service à café Litron - Guillot 1989
Ваза POLIA sur VASE CHAPIN 2010 Nicolas Buffe
А цены (тихий стон за кадром)... Они наводят мысли о непостижимости мироздания и бренности бытия... Тем не менее, и это главное: севрский фарфор - непревзойденный французский стиль. Утонченность, изящество, «витамины для глаз» и «прививка красоты». Глядя на него, удивляешься мастерству и выдумке его творцов. Vive la France!
Кроме оригинального сайта и магазинов, есть отличный музей и бутик, где можно приобрести гарантировано оригинальные изделия.
Musée nationale de Céramique. 2 Place de la Manufacture 92310 Sèvres, France. Сайт: sevresciteceramique.fr.
На метро: линия 9 "Pont de Sèvres", перейти мост, музей сразу за мостом. Билет 6 евро, Paris Museum Pass б/п.
Перейдем к покупкам (отчаянным домохозяйкам посвящается).
Во Франции прекрасно развит рынок brocante - все могут попробовать свои силы и поохотиться на радость! Не зря и Джулия Чайлд восхищалась блошиными рынками... А мои попытки накопать что-то на вторичном рынке увенчались приобретением у brocante local одной тарелочки за 32 Евро, но с голубой каёмочкой! То бишь, с клеймом, не вызывающим критики в лоб. Но по-прежнему жду встречи с Экспертом, успокаивая себя тем, что цена риска была не велика.
А почему я так сомневаюсь?
1. Севрская мануфактура отличается большим количеством клейм в каталоге (вот и нечему удивляться, что так много «копий» - такой повод!).
2. В продажу поступает севрский фарфор только идеального качества росписи. Краска не расплывается, позолота не закрывает рисунок, цветы благоухают свежестью утра, лица одухотворены и прекрасны, технологии совершенны. А что мы видим в продаже?
Севр – это то, от чего невозможно оторвать взгляд, или это не Севр.
3. К сожалению, до наших дней уцелело относительно мало действительно старинных изделий. Эксперты оценивают количество подделок и «исторических реплик» на рынке антиквариата в 90%.
Забавно, что один из самых популярных старинных штампов, встречающихся сегодня потенциальным покупателям - Chateau des Tuileries.
Этот штамп обозначает принадлежность предмета к коллекции дворца Тюильри. Ну, допустим, что Louis-Philippe, король французов, правивший в 1830 – 1848 гг,, заполнил залы дворца севрским фарфором «под завязку». Интересно - сколько бы осталось после активных действий в дни Парижской коммуны 1871, когда дворец сожгли дотла? Господа, сколько же уцелело чашек, да еще «в прекрасном коллекционном состоянии»?!
4. Частое копирование выявляется несоответствием года клейма и стилем произведения. Или просто – фантазийным клеймом. Или клеймом Севра на Лиможе, и т.д. и т.п...
Так что «охотникам за сокровищами» надо, как минимум, брать с собой на охоту эксперта и неприличную сумму денег. Но основой успеха является взвешенный рациональный подход, с нотками философского отношения. А то можно и «сокровища Нибелунгов» найти:
Или честно расслабиться и просто любоваться музейными коллекциями.
Что можно почитать экспертного?
«Белое золото» Севра» Е. В. Кузьмина. Благодаря дипломатическим подаркам, официальным заказам, а также частным коллекциям, в Эрмитаже сложилось одно из лучших в мире собраний французского севрского фарфора XVIII века. Об этой коллекции и рассказывается в этой красивой книге.
David Peters «Sèvres Plates and Services of the 18th Century». информация по клеймам, годам и художникам мануфактуры.
А для бесстрашных и самостоятельных естествоиспытателей у меня есть маленький файлик с разложенными по годам клеймами. Доброй охоты, Акела!
P.S. Если читателям тема французского фарфора и керамики покажется интересной, я буду рада рассказать еще.
С уважением,
Марина Фокина. Мой email для связи: mfokina.voyage@gmail.com , в соцсетях я отсутствую.