Монтайю, окситанская деревня (1294 — 1324). Эммануэль Ле Руа Ладюри.

Монтайю

Монтайю, окситанская деревня (1294—1324), монография французского историка Эммануэля Ле Руа Ладюри. На 2002 год было продано более 2 миллионов экземпляров книги, что делает её одной из наиболее коммерчески успешных книг по истории. Ладюри восстановил мельчайшие подробности жизни крестьян южнофранцузской деревни Монтайю на рубеже XIII—XIV веков. Книга Ле Руа Ладюри считается одной из классических работ микроистории.

 

Ересь и трагедия.

Книга написана по материалам, собранным в ходе борьбы с ересью катаров Жаком Фурнье, епископом Памье. Позже епископ стал папой римским под именем Бенедикта XII.

В 1308 году каркассонский инквизитор Жоффруа д'Абли арестовал всё население Монтайю за исключением детей. К искоренению ереси, однако, это не привело. C 1317 по 1326 год, под руководством Жака Фурнье, был образован инквизиционный трибунал. За годы работы комиссии Фурнье было проведено 578 допросов. 25 человек из деревни было привлечено в качестве обвиняемых.

Полностью рукописи протоколов допросов были опубликованы Жаном Дювернуа в 1965 году. На основании этих протоколов, «Монтайю» строится вокруг описания повседневной жизни жителей деревни. Дыба или испанский сапог, впрочем, применялись не слишком часто. Показания и так лились, как из рога изобилия. После масштабного допроса жителей деревни остались пространные, и зачастую весьма откровенные рассказы жителей деревни.

Монтайю

Монтайю сегодня. Фото: photosariege.com

Монтайю - просто жизнь.

«Монтайю — не просто отклонение от нормы, всплеск краткий и мужественный. Это хроника простонародья, биение жизни, возвращенное репрессивно-назидательным текстом. Текст представляет собой один из памятников окситанской литературы на латинском языке. Монтайю — это любовь Пьера и Беатрисы, это стадо Пьера Мори. Это плотский жар осталя и извечное крестьянское упование на Царствие Небесное. Одно в другом. Одно через другое». - Эммануэль Ле Руа Ладюри,

Ле Руа Ладюри нашел и проанализировал рассказы тех, кого обычно называют «безмолвствующим большинством» — необразованных крестьян. Он подробно описал, как они работали и отдыхали, ссорились и любили, рождались и умирали, занимались сексом и боролись с болезнями. Как ходили в церковь и вечером общались друг с другом... Он дал читателям возможность увидеть не только их быт, но и мир их представлений, убеждений и чувств.

Наибольшее внимание историка привлекает судьба основных семейств деревни, чаще всего упоминающихся в протоколах. Здесь и семейство Клергов — любвеобильного священника Пьера Клерга, его брата Бернара, их жён и родственников; семейство Беатрисы де Планиссоль, госпожи Монтайю; родственники пастуха Пьера Мори, ткача Прада Тавернье и другие. В результате, по словам Ле Руа Ладюри, предстаёт «Монтайю как таковая в свете дознания Жака Фурнье. Я лишь перегруппировал, реорганизовал материал в духе монографии по аграрной истории».

 

Структура.

Книга состоит из двух больших частей. Первая из них («Экология Монтайю: дом и пастух») посвящена концепции domus — осталя как первичной общности совместного проживания, позиционированию его как основной ценности окситанских крестьян. Круг связей domus’a простирается до горных пастбищ, ограничивая внешний круг связей общины. Вторая часть («Археология Монтайю: от жеста к мифу») посвящена поведенческим стереотипам, обнаруживаемым у жителей деревни.

Думаю, вам тоже понравится метод «микроистории»: попытка просто увидеть на глобальном фоне живого человека, и посредством него - живое общество.

Микроистория - это не Хлодвиг, и не Генрих IV.

Это мы.

 

Наши литературные обзоры:

Загляните в Клуб Проводников. Это те, кто обладают знаниями о Франции, или опытом жизни в стране.
Может быть, именно этот пост одного из наших Проводников - или сам автор - будет вам полезен: "Трансфер (Париж и вся Франция, а также соседние страны) и увлекательные экскурсии по Парижу."