Иногда кажется, что сам этот путь имеет большее значение, чем конечная точка. По крайней мере, пишут о нем (о них) намного чаще и больше, чем о самом пункте назначения. Путь св. Иакова, паломнический маршрут в Сантьяго де Компостела — это очень разветвленная и большая сеть маршрутов пилигримов, проходящих сквозь Европу, через Францию и Испанию, в испанский город Сантьяго де Компостела.
Мужчины и женщины, почтенные старцы и совсем еще молодые парни и девушки: в пыли, уставшие, они, несмотря на жару, холод и дожди, добираются сюда из разных стран. Многих из них можно безошибочно определить — кто эти странники, и куда держат путь: по характерному талисману, что висит у каждого на шее. Это плоская раковина морского гребешка.
© Justin Folkes / Lonely Planet
Их эмблемой и символом святости, а также атрибутом в известных с XII века изображениях этого святого стала круглая ребристая раковина двустворчатого моллюска из рода Pecten. Средневековые пилигримы, называя ее гребешком святого Иакова, прикрепляли к шляпе как свидетельство своего паломничества, а также использовали в качестве дорожной посуды.
Изображения ракушки украшают здания и дорогу вдоль всего маршрута.
© Justin Folkes / Lonely Planet
Город Сантьяго-де-Компостела с трудом можно найти на карте, но правоверным католикам в разных концах света он, тем не менее, очень хорошо известен. Ведь именно там стоит знаменитый собор святого апостола Иакова. А паломнический «маршрут», к нему ведущий — один из самых почитаемых. И старейших: пути этому уже более тысячи лет.
Смерть и почитание
В истории того или иного святого места нередко случается, что правда причудливом образом переплетается с вымыслом, причем и подлинных фактов зачастую бывает немного. Что же касается Сантьяго-де-Кампостела, единственное, пожалуй, не вызывает сомнений даже у самых стойких скептиков, — поистине незыблемое величие святого Иакова.
Иаков — сын Заведея и Саломеи. Отец его был рыбаком из Галилеи, а мать приходилась сестрой деве Марии, и стало быть, теткой Иисусу Христу. Так что Иаков и Иисус — двоюродные братья, Новообращенные Иаков и брат его Иоанн (имеется в виду Иоанн Евангелист, доводившийся Иакову младшим братом) настолько были ревностны в своей вере, что Иисус в благодарность нарек обоих Ораторами, Сыновьями Грома. По преданию, Иаков воочию видел, как распяли Христа. Но даже столь сильное потрясение не остановило его — он продолжал нести веру Христову людям, за что был схвачен и, в конце концов, по велению царя Ирода обезглавлен.
Апостол Иаков (неизвестный мастер, 1475 год) / wikipedia.org
Эти прискорбные события происходили вдали от испанской земли. Но, как твердо убеждены многие испанцы, здесь Иаков тоже некогда проповедовал. Что до истории, связанной с местом захоронения апостола, который, согласно легенде, был погребен в Испании, тело его — причем с головой, чудесным образом приросшей к туловищу, — впоследствии было выкопано, и переправлено морем в галисийский порт Падрон. И здесь, неподалеку от Падрона, заново предано земле на старом римском кладбище.
В путь с легендой
Однажды, незадолго до смерти — а было это в начале IX века — императору франков Карлу Великому привиделся во сне усеянный звездами путь, простиравшийся к святому месту через Францию и Испанию. И Всевышний призывал императора расчистить «дорогу» от мавров, захвативших часть Иберии. Внявший гласу Господа, Карл повел свой войско через Пиренеи. В бой его воины шли под хоругвью святого Иакова, которую украшал уже знакомый нам символ — раковина морского гребешка. Великий поход закончился победой франков: от владычества сарацинов были избавлены Кастилия и Леон, Галисия, Наварра и Ла-Риоха.
Ну и наконец — некоторое время спустя — галисийский отшельник Пелагий узрел как-то над равниной яркую звезду. С благословения церковных властей взялся он копать в том месте, над которым она воссияла, и наткнулся на хорошо сохранившееся тело, по всей видимости, обработанное специальными мазями. Голова была там, где ей положено быть. А в свитке, приложенном к телу, указывалось, что усопший есть не кто иной, как святой Иаков, сын Зеведея, родной брат Иоанна, коему Ирод отсек голову в Иерусалиме.
По указанию папы римского, останки святого были торжественно перезахоронены в местечке Кампусстелле. («Campus stellae» (лат.) — буквально — «Звездная поляна».) Чуть позже там была воздвигнута часовня, которая со временем — трудами не одного поколения архитекторов — выросла до размеров нынешнего собора Святого Иакова…
Пилигримы
Хождение в Сантьяго-де-Компостелу можно назвать испытанием, скорее, духа, нежели, к примеру, кошелька: бесплатный — или за чисто символическую плату — кров, грубая, но здоровая крестьянская пища... И подобную житейскую прозу не следует сбрасывать со счетов, отправляясь в путь-дорогу к собору Святого Иакова. Однако настоящим паломникам все нипочем — ими движет вера. Впрочем, среди пилигримов нередко попадаются люди, которыми больше руководит охота к перемене мест и вполне понятное любопытство, и желание полюбоваться красотами испанской природы и архитектуры.
По признанию паломников, сами по себе мирные идиллические пейзажи, открывающиеся взору, и новое восприятие мира, которое дарит эта дорога, освежающе действуют на разум и душу. Путь в Сантьяго-де-Компостелу становится событием с большой буквы, а не жалким подобием некоего «забега» на сверхдальнюю дистанцию.
© Kade Krichko / rei.com/blog
Да и не только это. А еще — поиск ощущений, казалось бы, навсегда ушедших из нашего рационального, прагматичного мира, в котором все мы разобщены. Американский журналист Саймон Винчестер, решивший пройти с паломниками до святого места, разговорился в пути с одной англичанкой из Ливерпуля, которая, по ее словам, отнюдь не ревностная католичка.
— Зачем же вы, в таком случае, пустились в столь трудный путь? — поинтересовался Саймон.
— Дело в том, — ответила «странная» паломница, — что в путешествие я отправилась, чтобы познакомиться не только с простыми и, как я теперь вижу, радушными испанцами, но и познать саму себя. В дороге очень хорошо думается. Вот я и размышляю: о многом. Знаете, есть некоторые темы, которые, например, у нас, в Англии, обсуждать не принято.
— Ну и как, оправдались ваши ожидания? — допытывался журналист.
— Думаю, да, — призналась странница. — Даже несмотря на сбитые в кровь ноги, и прочие неприятности, подстерегающие всякого в пути.
А чтобы было легче выносить все тяготы многонедельной кочевой жизни, каждый паломник непременно берет с собой раковину («дарующую успокоение», как утверждает в одном из своих стихотворений Уолтер Рэли — английский мореплаватель, организатор пиратских экспедиций, а также поэт и драматург), посох, огромную шляпу и бутыль из тыквы с запасом питьевой воды.
© xtberlin / Pixabay
Кстати, состав паломников со временем менялся. В средние века это была довольно разношерстная компания. Монахи и миряне, кающиеся грешники и жаждущие чудесного исцеления больные, рыцари, давшие обет совершить паломничество, если уцелеют в битвах, и те, кого можно было бы назвать прапрадедушками современных туристов, — другими словами, люди, жаждавшие вкусить прелести жизни на живописном испанском побережье между Сан-Себастьяном и Ла-Коруньей. В свое время среди паломников можно было увидеть и венценосных особ — к примеру, французского монарха Людовика VII или короля Шотландии Якова III, и духовных пастырей, таких, как итальянский проповедник и основатель ордена францисканцев Франциск Ассизский. Основную же массу составляли и составляют, разумеется, люди безвестные.
Чуть позже среди странников стало попадаться и откровенное отребье. Скажем, французские суды той поры нередко ставили обвиняемого перед выбором: «темница или паломничество». И потянулись к святым местам отпетые злодеи — воры и убийцы, в поисках продажных церковников, которые за определенную мзду были готовы продать любому так называемый «компостельский сертификат», удостоверявший, что его владелец действительно совершил паломничество.
Проторенный маршрут облюбовали купцы и прочий торговый люд, а также разбойники, грабившие всякого зазевавшегося путника. Попадались на пути к святым местам и девицы известного сорта — закоренелые блудницы и совсем еще юные создания, которые приобщались к древнейшему ремеслу чуть ли не на дороге. «Пойдешь паломницей — вернешься блудницей», — такая присказка появилась в те времена, когда «благое дело» оказалось под нешуточной угрозой.
Начавшаяся еще во время оно коммерциализация дожила и до наших дней, а вот криминальных элементов нынешним путникам не стоит так уж опасаться — теперь им на пилигримов ровным счетом наплевать.
Прибытие
Как утверждают очевидцы, когда приближаешься к конечному пункту маршрута, вид двух соборных шпилей издалека особого впечатления не производит: поначалу кажется, что собор Святого Иакова заметно уступает своим «собратьям» даже в той же Испании. Возможно, портят впечатление и современные здания, хорошо заметные на расстоянии. Истинную же красоту и величие собора можно оценить, лишь стоя на площади перед этим грандиозным сооружением.
© musuraca / Fotolia
Кстати, всем вновь прибывшим в Сантьяго-де-Компостелу, надлежит обращаться в специальное учреждение, где выдают сертификаты, в которых указывается, откуда и когда вы пустились в путь и сколько дней продолжалось ваше паломничество. Установлен обязательный минимум. Для того, чтобы можно было рассчитывать на получение заветной бумаги, необходимо пройти или проехать на лошади не менее шестидесяти миль, велосипедистам же надо «накрутить» все сто двадцать. И это должно быть документально подтверждено. Если все в порядке, вы удостаиваетесь личного рукопожатия секретаря соответствующей службы и получаете сертификат, скрепленный печатью местного епископа.
Но программа на этом не заканчивается. В ней остаются еще три пункта. В пять часов пополудни все прибывшие паломники собираются в соборе на специальную службу и возносят хвалу Господу за то, что Он дал им сил пройти весь путь до конца. Сам святой Иаков представлен у алтаря в трех ипостасях: вельможи, воина и пилигрима. Есть там и четыре статуи, олицетворяющие Благоразумие, Справедливость, Силу и Сдержанность.
© Ron Gatepain / Britannica
Больше всего присутствующим запоминается ритуал, сопровождающийся весьма оригинальным способом курения благовоний с помощью специального серебряного сосуда метровой высоты. Внутри огромной курильницы — тлеющие угли и ладан. С самой высокой точки собора свешивается толстый канат, к которому прикреплена вся эта махина. Пять дюжих галисийских рыбаков начинают что есть силы раскачивать ее туда-сюда. Курильница со свистом пролетает над головами собравшихся, распространяя вокруг божественный аромат. Зрелище, действительно, производит впечатление, особенно когда эта увесистая штука наберет приличную скорость. Однажды — в далеком 1622 году — рыбаки «упустили» курильницу, и она рухнула вниз. К счастью, никто не пострадал...
После молитвы паломники по очереди заходят за алтарь, где находится изваяние святого Иакова Пилигрима, встают на небольшую ступеньку у него за спиной и, приложив руки к его плечам, целуют вделанную в спину статуи раковину.
Потом странники, опять же по одному, подходят к ковчегу с мощами святого. Преклонив колена, они замирают на время в молчании. После чего направляются к выходу.
На залитую вечерними огнями соборную площадь.
Путь св. Иакова
Протяженность самого популярного Французского Пути (Camino Frances) составляет более 800 км. Чтобы пройти весь маршрут, потребуется больше месяца. Самый важный участок паломнического пути в Сантьего де Компостела начинается на юге Франции, идет через Пиренеи (через перевалы Ронсеваль или Сомпорт). Главная магистраль в Испании ведет от Памплоны до Сантьяго-де-Компостелы (675 км.), и носит название «Дороги французских королей».
Во Франции было 4 главных маршрута, которые сходились к перевалам через Пиренеи:
- Тулузская дорога (Via Tolosana) — начиналась на востоке и шла через Сен-Жиль, Сен-Гилем-ле-Дезер и Тулузу.
- Поденская дорога (Via Podensis) — почти параллельна предыдущей, начиналась в Ле-Пюи и проходила через Конк и Муасак.
- Лиможская дорога (Via Lemovicensis) — начиналась в Везле, проходила через Лимож и Перигё и соединялась с Поденской в Ронсенвалле.
- Турская дорога (Via Turonensis) — шла от Ла-Манша, через Тур, Пуатье, Сент и Бордо.
Как правило, паломники проходят в день от 15 до 40 км. Чтобы получить сертификат о прохождении Пути Сантьяго (Compostela), необходимо пройти, как минимум, 100 км пешком или проехать 200 км на велосипеде или на лошади. Каждый паломник может получить паспорт пилигрима, где он будет проставлять специальные печати, которые станут свидетельством о прохождении Пути. Печати можно поставить практически во всех гостиницах (приютах) на Пути, а также в церквях и монастырях. Получить credencial можно в начале Пути в одном из приютов или в офисе пилигримов.
Идут по земле пилигримы...
Мне хочется закончить стихотворением Иосифа Бродского — одним из моих самых любимых — которое как нельзя лучше, мне кажется, ложится на тему:
Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
Увечны они, горбаты,
голодны, полуодеты,
глаза их полны заката,
сердца их полны рассвета.
За ними поют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды горят над ними,
и хрипло кричат им птицы:
что мир останется прежним,
да, останется прежним,
ослепительно снежным,
и сомнительно нежным,
мир останется лживым,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.
...И, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога.
И, значит, остались только
иллюзия и дорога.
И быть над землей закатам,
и быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам.
Использованы материалы публикации vokrugsveta.ru «Дорога на Сантьяго-де-Компостелу» (по журналу «Smithsonian» подготовил К.Ищенко). Первое фото: pilgrim.es